А. С. Пушкин Роман в стихах «Евгений Онегин»
Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
Композиция «Евгения Онегина» Две сюжетные линии: 1. Онегин – Татьяна: – Знакомство – вечер у Лариных: «Пора пришла, она влюбилась…» – Вечер с няней, письмо Онегину. – Через два дня объяснение в саду – Сон Татьяны. Именины. – Отъезд в Москву. – Встреча на балу в Петербурге через два года. – Вечер у Татьяны. «Сомненья нет. Увы! Евгений в Татьяну, как дитя, влюблен…» – Письмо к Татьяне. Объяснение.
2. Онегин – Ленский: – Знакомство в деревне: «Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали не разлучны…» – Разговор после вечера у Лариных. – Именины Татьяны: «Онегин поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить» Ленский: «Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его» – Дуэль Онегина и Ленского.
Система образов романа «Евгений Онегин». Драматические судьбы героев отражают судьбы лучших людей пушкинского времени В центре системы художественных образов ОнегинТатьянаЛенский Представляют определенную категорию общества «Высший свет»Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «Лишний человек»Идеал «русской души» «Романтическое сознание» Объединяются автором = действующим лицом Автор: – незримо присутствует всегда и везде; – принимает участие в судьбе героев; – делится с читателем своими мыслями и чувствами; – рассуждает о нравах и морали общества.
Сюжет (две любовные линии) Ленский – ОльгаОнегин - Татьяна 1-я особенность: служит для развития не развивается, помогает основного конфликта Татьяне понять Онегина романа 2-я особенность. Главное действующее лицо – повествователь. Спутник Онегина Антипод Ленского-поэта Защитник «Татьяны милой» 3-я особенность. Образ повествователя раздвигает границы конфликта: в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях
Композиция Глава 1 – развернутая экспозиция. Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским). Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной). Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии). Глава 8 – развязка I сюжетной линии. Открытость романа – важная композиционная особенность. Необычность развязки в отсутствии определенности: – Два пути Ленского: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел…» – Развязка I линии: «И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, На долго… на всегда»
Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. – Два письма, композиция которых параллельна, – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. – Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах). – Ось симметрии – сон Татьяны (глава 5).
Антитеза частей романа связана преимущественно с раскрытием того или иного образа: Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.
Основная композиционная единица романа – глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.
«Онегинская» строфа – 14 стихов четырех стопного ямба со строгой рифмовкой AbAb ccdd eFFe gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). 14 строк: , у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), заканчивается строфа куплетом (двустишием).
Хранили многие страницыa Отметку резкую ногтей;b Глаза внимательной девицыa Устремлены на них живей.b Татьяна видит с трепетаньем,c Какою мыслью, замечаньемc Бывал Онегин поражен,d В чем молча соглашался он.d На их полях она встречаетe Черты его карандаша,f Везде Онегина душаf Себя невольно выражаетe То кратким словом, то крестом,g То вопросительным крючком…g Онегинская строфа – гибкая форма, она позволяет передавать разнообразные интонации, эпические, повествовательные, разговорные. перекрестная кольцевая парная куплет
Лирические отступления 1. Обычно связаны с сюжетом романа. 2. Разный размер: от одной строчки до нескольких строф. 3. Часто заканчивают или начинают главу. 4. Используется для перехода от одного повествовательного плана к другому. 5. Появляются перед кульминационными моментами. 6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое.
Пейзаж 1. Показывает ход времени в романе. 2. Характеризует духовный мир героев. 3. Часто сопутствует образу Татьяны.
Вставные элементы 1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. 2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародией на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. 3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек (перед объяснением с Онегиным), сон (перед именинами и дуэлью).
Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.