Формирование навыков грамотного чтения на предметах гуманитарного цикла.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
Advertisements

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Требования к уровню чтения в основной школе. Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Читательская грамотность Богданова Н.Н., ст. преп. rафедры методики обучения химии МИОО
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
ТЕМА: Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Демидова Марина Юрьевна «Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение.
Транксрипт:

Формирование навыков грамотного чтения на предметах гуманитарного цикла

Проблема: Школьник с трудом понимает содержание русских текстов, особенно большого объема Школьник с трудом понимает содержание русских текстов, особенно большого объема Школьник не способен извлекать необходимую информацию, восстанавливать подтекст, выявлять авторскую позицию, устанавливать логические связи. Школьник не способен извлекать необходимую информацию, восстанавливать подтекст, выявлять авторскую позицию, устанавливать логические связи.

Причины В процессе обучения учащиеся почти не встречаются: с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; с напряженным графиком выполнения работы. с напряженным графиком выполнения работы.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)

Умения «грамотности чтения» общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; нахождение информации; интерпретация текста; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Виды чтения

Типология текстов из заданий PISA 1. по структуре (сплошной/несплошной) 1. по структуре (сплошной/несплошной) 2. по ситуации (контексту) использования/ функционирования данного текста (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования) 2. по ситуации (контексту) использования/ функционирования данного текста (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования) 3. повествование, описание, рассуждение 3. повествование, описание, рассуждение 4. объяснение, аргументация, инструкция 4. объяснение, аргументация, инструкция

Типы сплошных текстов: описание (художественное и техническое); описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчет, репортаж); повествование (рассказ, отчет, репортаж); объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); аргументация (научный комментарий, обоснование); аргументация (научный комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

Несплошные тексты формы (налоговые, визовые, анкеты) формы (налоговые, визовые, анкеты) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); призывы и объявления (приглашения, повестки, буклетыи др.); призывы и объявления (приглашения, повестки, буклетыи др.); таблицы и графики таблицы и графики диаграммы диаграммы таблицы и матрицы; таблицы и матрицы; списки; списки; карты карты

Сферы функционирования текстов: СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама); СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама); бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье); бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье); деловая, или официальная; деловая, или официальная; эстетическая или художественная; эстетическая или художественная; учебная. учебная.

Задание 1 Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла включает определение главной темы, общей цели или назначения текста. Например: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д. Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла включает определение главной темы, общей цели или назначения текста. Например: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д. обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую. выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую.

Задание 2 Оценка умения находить информацию в тексте требует умения «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе. Оценка умения находить информацию в тексте требует умения «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Задание 3 Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста. Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Задание 4 Для оценки рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Для оценки рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения.

Задание 5 Для оценки рефлексии на форму текста было важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для оценки рефлексии на форму текста было важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для выполнения заданий учащийся должен владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного. Для выполнения заданий учащийся должен владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного.

ГРАФФИТИ Вопрос 1 Вопрос 1 Цель каждого из писем: Цель каждого из писем: A. объяснить, что такое граффити; B. выразить свое мнение о граффити; C. продемонстрировать популярность граффити; D. рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи. A. объяснить, что такое граффити; B. выразить свое мнение о граффити; C. продемонстрировать популярность граффити; D. рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи.

1 балл 1 балл Верный ответ (B) – выразить свое мнение о граффити. Верный ответ (B) – выразить свое мнение о граффити.

Вопрос 2 Почему Софья ссылается на рекламу? Почему Софья ссылается на рекламу?

1 балл 1 балл – В ответе говорится о том, что сравнение проводится между граффити и рекламой. Ответ соотносится с мыслью о том, что реклама – это легальная форма граффити. – В ответе говорится о том, что сравнение проводится между граффити и рекламой. Ответ соотносится с мыслью о том, что реклама – это легальная форма граффити. Или Или – Говорится о том, что обращение к рекламе – это способ защитить граффити. – Говорится о том, что обращение к рекламе – это способ защитить граффити.

Вопрос 3 С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих. С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.

1 балл 1 балл Объясняется точка зрения посредством обращения к содержанию одного или обоих писем. Говорится об общей позиции автора (то есть «за» или «против») или деталях аргументации. Интерпретация аргументов автора должна быть правдоподобной. Объяснение может быть дано в форме пересказа части текста, но не должно копировать текст полностью или в значительной степени без внесения в него изменений или дополнений. Объясняется точка зрения посредством обращения к содержанию одного или обоих писем. Говорится об общей позиции автора (то есть «за» или «против») или деталях аргументации. Интерпретация аргументов автора должна быть правдоподобной. Объяснение может быть дано в форме пересказа части текста, но не должно копировать текст полностью или в значительной степени без внесения в него изменений или дополнений.

Вопрос 4 Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание). Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание). Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль). Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль). Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал письмо лучше. Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем. Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал письмо лучше. Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем.

1 балл 1 балл При объяснении мнения упоминаются стиль или форма одного или обоих писем. Делаются ссылки на такие особенности, как стиль письменной речи, построение аргументации, убедительность аргументации, тон, использованные записи, способы убеждения людей. Высказывания типа лучше аргументирует должны быть обоснованы. При объяснении мнения упоминаются стиль или форма одного или обоих писем. Делаются ссылки на такие особенности, как стиль письменной речи, построение аргументации, убедительность аргументации, тон, использованные записи, способы убеждения людей. Высказывания типа лучше аргументирует должны быть обоснованы.