Тема 4. Философия средневековая (I-XIV вв. н.э.) Особенности философии средневековья Западной Европы Аврелий Августин и Фома Аквинский как видные представители патристики и схоластики Арабская философия средневековья.
Литература: Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время.Бог и мир. Вечность и время. Библия. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога.Доказательства бытия Бога. Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философииОсновные этапы развития средневековой философии Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.:Политиздат, с. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот. Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, – Кн.2. Католическая философия. – С Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., с. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., – 512 с.
Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением. Особенности мировоззренческой позиции: креационизм; идея «откровения»; вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д. «греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы; страдание как путь познания Бога; «чудо» как видимое проявление воли Бога; аскетизм; молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения; исповедь и покаяние как христианское таинство.
Наиболее яркие представители средневековья: Тертуллиан Карфагенский ( ); Августин Блаженный ( ); Боэций ( ); Альберт Великий ( ); Фома Аквинский ( ); Пьер Абеляр ( ); Уильям Оккам ( )
Основные этапы развития философии средневековья ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв. На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. Представляет собой школьно- университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.
Августин Блаженный как видный представитель патристики Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.; заложил основы католицизма; основал исповедальный жанр в философии и литературе; предложил линейное представление о времени; обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами; выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)
Спор о природе универсалий (общих понятий) Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.
Фома Аквинский как крупный представитель схоластики Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля; логически доказал существование Бога; систематизировал схоластики; автор неотомизма; исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.
Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»: должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать первая причина; все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо; вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства; целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.
Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком. Основные направления арабской философии периода зарождения (VII-IХ вв.): Мутакаллимы – сторонники радикального ислама, основоположником считается Аль-Ашари ( гг.); Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение которых носит относительно материалистический характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина; Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.
Арабская философия IX–XV вв. Особенности: усиление материалистических идей, развитие медицины; заимствование древнегреческой философии и превращение арабской в арабо-греческую.
Представители арабской философии: Аль-Кинди ( ) Ибн-Сина (Авиценна) ( ) Аль-Фараби ( ) Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) ( ) Ибн-Рушд (Аверроэс) ( ) и другие.
Ибн-Сина (Авиценна) ( гг.) Ибн-Сина – ученый-энциклопедист создал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240; создал около 50 трудов по медицине: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др. дал анатомическое описание человека, характеристику телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения; пытался отделить философию от теологии.
Значение философии средневековья: Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально- политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры; религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества; мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии; философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.