Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 3» г.Белгорода Русинова Е.А.
Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра… В. Песков.
Значимая часть слова. Что такое морфема?
Морфологические способыНеморфологические способы 1. ПриставочныйПереход слова из одной части речи в другую 2. Суффиксальный 3. Приставочно-суффиксальный 4. Бессуффиксный 5. Сложение а) словосложение б) основосложение в) основосложение с одновременной суффиксацией г) Аббревиация способы образования слов Беспорядок, соавтор, лесничество, героизм, безветрие, бескозырка, говор, сторож, языкознание, лесопарк, МГУ, столовая.
Распределите слова в соответствии со способом образования приставочныйсуффиксальныйприставочно- суффиксальный сложение Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
Определите способ словообразования Буквоед, волнорез, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, МХАТ, ТЮЗ, пресс-секретарь, премьер-министр, завмаг, дровосек, евразийский, северо-восточный, чугунолитейный, посудохозяйственный, старпом, дензнаки, красноречие, черно-белый, старомосковский, черно-бурая, мясомолочный, полстраны, КамАЗ, АО, АООТ.
Задание Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ Задание Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки ГИТАРА ………….. ГИТАРИСТКА ШЁЛК ………………… ШЕЛКОВИСТОСТЬ Задание Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. ОКОНЧИТЬ ОКОНЧАНИЕ КОНЕЦ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ
Схема синквейна Существительное Прилагательное Глагол Словосочетание Наречие 1)Словообразование Трудное, но интересное Объясняет, развивает, учит Понятным становится слово Здорово! 2) Словообразование Сложное, неоднозначное Привлекает, завораживает, развивает Ясным становится слова суть! А это главное! 3) Словообразование Сложное, но очень важное Манит, влечёт, зовёт Во всём разобраться хочется Справиться с этим хочу! Например
Подведение итогов 1. Что изучается в разделе "Словообразование"? 2. Какие способы словообразования существуют? 3. На какие группы делятся способы словообразования? Рефлексия Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? основные способы словообразования. Какой можно сделать вывод? Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования. Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Домашнее задание 1. Теория о способах словообразования 2. Выполнить словообразовательный разбор 5 слов: Перелесок, любовь, ледок, ТНТ, больной.