Разработка мер стимулирования отечественного машиностроения и развития экспортного потенциала продукции российского машиностроения с учетом членства РФ в ВТО Кемерово, 26 сентября 2012 г. На примере строительно- дорожного машиностроения
22 Условия присоединения РФ к ВТО Основные негативные факторы для российского машиностроения от вступления РФ в ВТО: -Снижение средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины составляет порядка 3 (6 % – в машиностроении) процентных пунктов, на сельскохозяйственные товары – 4,4 процентных пункта. -Запрет на прямое государственное финансирование, в первую очередь экспорта -Запрет с 2018 года режима промышленной сборки -Резкое ограничение льгот, действующих в ОЭЗ на территории Российской Федерации
3 Последствия вступления РФ в ВТО для рынка СДТ Вступление России в ВТО, дальнейшее присоединение к ВТО Казахстана приведет к потерям на рынке следующих категорий строительно – дорожной техники: 1. Потери в популярных сегментах, а также в сегментах с высокими темпами роста. При этом доля отечественной продукции в этих сегментах уже достаточна низка : экскаваторы-погрузчики (7%) гусеничные экскаваторы (2%) фронтальные погрузчики (19,5%) 2. Чувствительные потери в сегментах, где доля отечественных производителей сравнительно высока. Вступление России в ВТО позволит иностранным производителям снизить порог доступа на рынок: автокраны (91%) бульдозеры (38%) автобетоносмесители (70%) При учете высоких темпов роста этих сегментов усиление конкуренции существенно ослабит позиции отечественных производителей 3. Большая доля экспорта строительно-дорожной техники отечественного производства реализуется в Казахстан (для Бизнеса «Спецтехника» это 50% экспорта). Присоединение Казахстана к ВТО увеличит конкуренцию на этом рынке.
4 Потери российской экономики от увеличения поставок импортной СДТ Снижение доли отечественных производителей по видам техники Автогрейдеры Фронтальные погрузчики Гусеничные экскаваторы Колесные экскаваторы
5 Меры стимулирования развития и повышения экспортного потенциала Для стимулирования развития отечественного машиностроения и повышения экспортного потенциала продукции российского машиностроительного комплекса необходим комплекс финансовых и нефинансовых мер: -защита отечественного производителя, -ограничение сроков эксплуатации и стимулирование обновления парка СДТ, -стимулирование продаж техники российского производства, -введение механизмов поддержки экспорта, - стимулирование НИОКР и инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производственных мощностей
6 Меры, направленные на защиту отечественного производителя Меры: 1.Увеличение стоимости и усложнение процедуры сертификации образца импортной техники, выпускаемой впервые на территории ТС. 2.Введение регистрационного сбора при первом выпуске в обращение спецтехники, дифференцированного в зависимости от возраста и страны происхождения 3.Ограничение импорта б/у техники Ожидаемый результат: 1.Восстановление финансового барьера 2.Повышение уровня безопасности 3.Снижение затрат на утилизацию и ремонт
7 Ограничение сроков эксплуатации Меры: 1.Дифференциация ставок налога в зависимости от возраста спецтехники 2.Изменение условий допуска б/у спецтехники к эксплуатации Ожидаемый результат: 1.Стимулирование продаж новой отечественной техники 2.Продвижение отечественной продукции за рубежом
8 Стимулирование продаж техники российского производства Меры: 1.Подготовка программ обновления парка строительно-дорожной и коммунальной техники 2.Разработка программы стимулирования покупки новой техники взамен старой 3.Введение налоговых льгот при покупке техники российского производства 4.Субсидирование лизинговых платежей в отношении техники российского производства Ожидаемый результат: 1.Рост продаж новой строительно-дорожной техники отечественного производства 2.Сокращение рынка импортной техники
9 Поддержка экспорта Меры: 1.Компенсация процентной ставки по кредитам на инвестирование российскими экспортерами в создание сборочных производств и сервисных центров за пределами РФ 2.Долгосрочное экспортное кредитование за счет средств федерального бюджета путем предоставления российской Федерацией иностранным государствам товарных кредитов взамен денежных в виде поставок промышленной продукции 3.Полная или частичная компенсация расходов на транспортировку продукции на расстояния свыше 1000 км Ожидаемый результат: 1.Продвижение отечественной продукции за рубежом 2.Снижение нагрузки на машиностроительный комплекс 3.Повышение конкурентных преимуществ
10 Стимулирование НИОКР Меры: 1.Совместное финансирование инжиниринговых центров со стороны государства и предприятий на первые 5-6 лет с долями 75/25 2.Освобождение на первые 7 лет деятельности инжиниринговых центров от налогов 3.Списание затрат на НИОКР на себестоимость продукции в независимости от результатов 4.Компенсация ¾ ставки рефинансирования по кредитам для инвестиционных проектов, проектов по созданию инновационных продуктов 5.Снижение налоговой нагрузки на предприятия, производящие инновационные товары, внедряющие новейшие технологии Ожидаемый результат: 1.Повышение конкурентных преимуществ отечественной техники 2.Снижение финансовой нагрузки