Методология и практические рекомендации по разработке и реализации инновационного образовательного процесса Телешова Ирина Георгиевна Зам.декана экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Москва 2011
2011 год ЭкономикаМенеджмент Количество программ 710 Число обучающихся План приема
ЭкономикаМенеджмент «Государственная политика и регулирование» «Бухгалтерский учет и аудит» «Математические методы анализа экономики» «Инновационный менеджмент» «Мировая экономика»«Управление проектом» «Финансовая экономика»«Маркетинг» «Экономика предпринимательства»«Международный бизнес», «Экономика социальной сферы, труда и народонаселения» «Общий и стратегический менеджмент» «Экономическая теория»«Управление рисками и страхование» Управление финансами компаний и финансовых институтов «Финансовый менеджмент»
Новая магистерская программ «International Business Development» («Международный бизнес») Английский язык Включенное обучение 2 диплома: МГУ им. М.В.Ломоносова и Международная школа бизнеса (Швеция)
1990 г.(2011 г.) 1. Почему экономический факультет МГУ/ Удмуртский государственный университет решил перейти к «новой модели» подготовки кадров? 2. Что такое «новая модель» подготовки кадров? 3. Как осуществить переход к «новой модели» подготовки кадров?
1. Почему экономический факультет МГУ решил перейти к «новой модели» подготовки кадров? гг. Специальности: «Политическая экономия/ Экономическая теория» «Экономическая кибернетика/ Математические методы в экономике» «Планирование народного хозяйства/ Национальная экономика» Конец 80-х годов – начало 90-х годов Новая социально-экономическая система – новые специалисты
1.необходимы выпускники с широким кругозором, готовые работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющие отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения; 2.необходимо развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни 3.необходимо предоставить возможность студентам, ориентированным на скорейшее применение своих знаний на практике, получить полноценную профессиональную подготовку; 4.необходимо предоставить возможность студентам выбирать гибкую образовательную траекторию, комбинируя подготовку по различным направлениям (система «Второго высшего» образования?) 5.необходимо предоставить возможность студентам большей индивидуализации обучения; 6.необходимо обеспечить четкие критерии знаний, умений и навыков, получаемых обучающимся на разных уровнях подготовки; 7.необходимо обеспечить диверсификацию методологии и методики обучения 8.необходимо создать стимулы для роста квалификации профессорско- преподавательского состава, способствовать привлечению к научным исследованиям молодых преподавателей; 9.необходимо обеспечить дифференциацию вузов 10.необходимо обеспечить интеграцию российских вузов в международное образовательное пространство
2. Что такое «новая модель» подготовки кадров? Многоуровневая система подготовки кадров: Бакалавриат: фундаментальная подготовка по широкому направлению – 4 года: не просто получение знаний как суммы фактических данных, а приобретение системных знаний и аналитических навыков. Человека необходимо прежде всего научить учиться. Магистратура: фундаментальная специализированная подготовка в соответствии с профилем имеющегося базового образования или на стыке специальностей и направлений. Аспирантура: фундаментальная подготовка научных и педагогических кадров Программы дополнительного образования: многочисленные краткосрочные образовательные программы повышения квалификации
3. Как осуществить переход к «новой модели» подготовки кадров? Концепция совершенствования системы подготовки кадров на экономическом факультете – 1990 г. Содержание обучения Методика и технология обучения Организация обучения
Содержание обучения Задачи магистерской подготовки Типы магистерских программ Специализированная фундаментальная подготовка научно-педагогических кадров в области экономики и управления теоретический, научно- исследовательский характер (магистр академического типа) специализированная конкретно-прикладная подготовка кадров в области экономики и управления прикладной, практический характер (магистр по профессии)
Содержание обучения (2000 г.) межкафедральный принцип формирования магистерских Кафедра участвует в реализации нескольких магистерских программ Магистерская программа реализуется несколькими кафедрами Магистерские программы направления «Экономика» имеют 3-4 специализации (переходный период: не допустить кафедральной монополизации, определить возможности кафедр) программно-целевой метод управления на факультете отсутствие понятия «выпускающая кафедра»
Содержание обучения ПрограммаСпециализации Экономическая теорияинституциональный анализ историко-экономический анализ системы регулирования в рыночной экономике теория трансформационных процессов и национальной экономики Математические методы анализа экономики математические методы в микроэкономическом анализе математические методы в макроэкономическом анализе, экономическая информатика Мировая экономикамеждународные экономические отношения международные валютно-финансовые отношения национальные модели экономического развития глобализация мирового хозяйства и национальная экономическая безопасность
Содержание обучения Государственная политика и регулирование конкурентная политика и управление корпорацией государственные и муниципальные финансы формирование рыночной инфраструктуры прогнозирование и стратегическое планирование Финансовая экономикаэкономическая теория финансов финансовая математика финансовые рынки финансы корпораций Экономика предпринимательствауправление развитием фирмы инвестиционное проектирование управление рисками и страхование Экономика недвижимости Экономика социальной сферы, труда и народонаселения экономика труда экономика и развитие социальной сферы, демография и экономика народонаселения развитие человеческих ресурсов
Содержание обучения (2006 г.) Компетентностный подход Логика разработки образовательных программ Формулировка компетенций и видов деятельности Формирование модулей дисциплин, обеспечивающих получение компетентций и выполнение определенных видов деятельности Разработка учебного плана Разработка программ учебных дисциплин и научно-исследовательской работы с указанием получаемых компетенций Утверждение образовательной программы
«Компетенции» формулировка компетенций: ФГОС ВПО: профессиональные стандарты ООП: вузы овладение компетенциями: вузы
Академическое сообщество и работодатели могут сформулировать разные цели и задачи ООП
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Europe» (2008 г.) компетенцияППСработодателистуденты Владение базовыми фундаментальными знаниями112 Способность к критике и самокритике6910 Исследовательские навыки Способность применять знания на практике523 Способность адаптироваться к новой ситуации745 Умение принимать решение1288 Навыки межличностного общения1456 Элементарные компьютерные навыки16104 Способность к анализу и синтезу231 Способность учиться312 Способность генерировать новые идеи469 Владение устным и письменным родным языком977 Способность работать в междисциплинарных командах Знание второго языка15 14 Толерантность171617
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) Компетенция ( важность) ППСработодатели Знание и понимание предметной области и профессии27 Способность к самообразованию414 Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями 513 Способность работать самостоятельно611 Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке712 Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу1220 Способность проводить научные исследования на должном уровне2129 Способность общаться на иностранном языке2230 Способность принимать обоснованные решения93 Нацеленность на достижение результата102 Нацеленность на достижение качества114 Способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы146 Умение работать в команде189 Способность разрешать конфликты и вести переговоры1915 Ответственное отношение к вопросам безопасности2617
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) Компетенция (важность)ППСработодатели Способность применять знания на практике11 Способность определять, формулировать и решать проблемы35 Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников 88 Способность планировать и распределять свое рабочее время1310 Навыки межличностного общения1516 Способность генерировать новые идеи1618 Способность действовать в соответствии с этическими нормами1719 Способность мыслить критически2021 Способность разрабатывать и управлять проектами2322 Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания 2423 Способность к инновационной деятельности2526 Способность к критике и самокритике2724 Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества2827 Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области 2925 Преданность идее охраны окружающей среды3028
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) Компетенция (достижимость)ППСработодателистуденты Знание и понимание предметной области и профессии113 Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями2215 Способность применять знания на практике3612 Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников 451 Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке545 Нацеленность на достижение результата634 Навыки межличностного общения778 Способность работать самостоятельно882 Умение работать в команде1011 Нацеленность на достижение качества13149 Способность действовать в соответствии с этическими нормами Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества Способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы1713 Способность разрешать конфликты и вести переговоры Способность генерировать новые идеи Способность к инновационной деятельности Способность разрабатывать и управлять проектами Способность к критике и самокритике292719
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) компетенция (достижимость)ППСработодателистуденты Способность определять, формулировать и решать проблемы91510 Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу Способность проводить научные исследования на должном уровне Способность мыслить критически Способность общаться на иностранном языке Способность к самообразованию1297 Способность принимать обоснованные решения14106 Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания Ответственное отношение к вопросам безопасности Способность планировать и распределять свое рабочее время Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области Преданность идее охраны окружающей среды302530
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) ППС (важность, достижимость) важностьдостижимость Способность применять знания на практике 13 Знание и понимание предметной области и профессии21 Способность определять, формулировать и решать проблемы 39 Способность к самообразованию412 Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями 52 Способность работать самостоятельно68 Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке75 Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников84 Способность принимать обоснованные решения914 Нацеленность на достижение результата106 Нацеленность на достижение качества1113 Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу 1211 Способность планировать и распределять свое рабочее время1325 Навыки межличностного общения157 Способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы1417
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) ППС (важность, достижимость) Способность генерировать новые идеи1621 Способность действовать в соответствии с этическими нормами1715 Умение работать в команде 1810 Способность разрешать конфликты и вести переговоры 1920 Способность мыслить критически 2019 Способность проводить научные исследования на должном уровне2118 Способность общаться на иностранном языке2223 Способность разрабатывать и управлять проектами 2328 Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания2422 Способность к инновационной деятельности2526 Ответственное отношение к вопросам безопасности2624 Способность к критике и самокритике2729 Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества2816 Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей областиС2927 Преданность идее охраны окружающей среды30
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) ППС
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) работодатель (важность, достижимость) важностьдостижимость Способность применять знания на практике 16 Нацеленность на достижение результата23 Способность принимать обоснованные решения310 Нацеленность на достижение качества414 Способность определять, формулировать и решать проблемы 515 Способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы613 Знание и понимание предметной области и профессии71 Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников85 Умение работать в команде 911 Способность планировать и распределять свое рабочее время1020 Способность работать самостоятельно118 Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке124 Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями 132 Способность к самообразованию149 Способность разрешать конфликты и вести переговоры 1521
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) работодатель (важность, достижимость) Навыки межличностного общения167 Ответственное отношение к вопросам безопасности17 Способность генерировать новые идеи1823 Способность действовать в соответствии с этическими нормами1912 Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу 2018 Способность мыслить критически 2124 Способность разрабатывать и управлять проектами 2229 Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания2316 Способность к критике и самокритике2427 Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области2522 Способность к инновационной деятельности2628 Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества2719 Преданность идее охраны окружающей среды2825 Способность проводить научные исследования на должном уровне2926 Способность общаться на иностранном языке30
Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) работодатель (важность, достижимость)
ФГОС ВПО компетенции: ( ) общекультурные компетенции: 15 – 22 (6 – 10) профессиональные компетенции: 10 – 50 ( ) бакалаврМагистр направлениеобщекуль- турные профессио- нальные общекуль- турные профессио- нальные экономика менеджмент математика физика философия
Вопросы: 1)сопоставимы ли результаты освоения ООП? 2)почему за 4 года одни выпускники должны/могут овладеть 31 компетенцией, а другие 72 компетенциями?
Компетенции ООП подготовки бакалавров по направлению «Экономика» вузпрофилькомпетенции Общекультурны е (16) Профессиональн ые (15) дополнительные 1Региональная экономика16150 Макроэкономическое планирование и прогнозирование Финансы и кредит Бухгалтерский учет, анализ и аудит Мировая экономика16157 Финансы и кредит Мировая экономика16157 Общий профиль Экономика предприятий и организаций Региональная экономика16123 (корректировка профессиональных компетенций)
Основные образовательные программы вузов формулировка компетенций полностью соответствует ФГОС ВПО корректировка/уточнение формулировок добавление дополнительных профессиональных компетенций
Корректировка формулировок ФГОС ВПОООП вуза «Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта». «Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта, в том числе, для преподавания в группе экономической теории, экономики, микроэкономики, макроэкономики, общей политэкономии». «Способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно- методические материалы». «Способен преподавать экономическую теорию, экономику, микроэкономику, макроэкономику, общую политэкономию в образовательных учреждениях различного уровня (школах, колледжах), используя существующие программы и учебно- методические материалы» «Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений». «Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений на финансовые результаты деятельности».
добавление дополнительных профессиональных компетенций (57% ООП) причины: выделение профилей один и тот же вуз в ООП подготовки бакалавров по направлению «Экономика» при выделении профилей выделяет дополнительные профессиональные компетенции, а в ООП подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» нет; вузы при выделении профилей подготовки бакалавров ограничиваются перечнем компетенций, указанных в соответствующем ФГОС ВПО подготовки бакалавров, в то же время в ООП подготовки бакалавров по общему профилю выделяет дополнительно профессиональные компетенции; по одному и тому же профилю ООП одного вуза не имеет дополнительных профессиональных компетенций, а в ООП другого вуза выделено 7 дополнительных профессиональных компетенций количество: 5 – 7 новых компетенций переформулировка общих профессиональных компетенций (3-18)
Проведенный анализ позволяет сделать ряд ключевых выводов: вузы не имеют четких принципов выделения профилей. В основе остался подход «от достигнутого». Имеющиеся дисциплины пытались распределить по учебным планам, чтобы обеспечить нагрузку преподавателям. Формулировка компетенций не стала отправной точкой при разработке ООП; дальнейшей доработки требует содержательное определение компетенций и их систематизация в ФГОС ВПО, основой могут стать разработки в рамках проекта «Настройка образовательных систем». зачетные единицы не стали инструментом разработки и реализации учебных планов, организации учебного процесса, необходима не только разработка соответствующих учебно-методических материалов, но и организация и проведение обучения ППС.
Обеспечение овладения компетенциями основой разработки программ учебных дисциплин должна быть ориентация на образовательный результат (компетенции) формирование модулей дисциплин, обеспечивающих достижение ОР, а не подгон к имеющимся курсам образовательных результатов переход на новые технологии обучения, обеспечивающие достижение конечного ОР постоянный мониторинг достижения ОР
Методика и технология обучения Переход на кредитную систему имеет 3 составляющие: 1)разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов; 2) изменение методики и технологии обучения; 3) изменение организации учебного процесса.
«Содержательное» наполнение 1 зачетной единицы (опыт экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) Аудиторная работа: общая индивидуальная Самостоятельная работа Соотношение: Бакалавриат Аудиторная: самостоятельная = 2:1 Аудиторная: общая : индивидуальная = 1:1 Например: 1 кредит = 36 час., т.е. аудиторная работа = 24 часа, в т.ч. общая = 12 часов, индивидуальная = 12 часов, самостоятельная = 12 часов; Магистратура Аудиторная: самостоятельная = 1:1 Аудиторная: общая : индивидуальная = 1:1 Например: 1 кредит = 36 час., т.е. аудиторная работа = 18 часов, в т.ч. общая = 9 часов, индивидуальная = 9 часов, самостоятельная = 18 часов;
Методика и технология обучения разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетные единицы) (2005 г.) Виды нагрузкиФормы проведения Аудиторная работаЛекции Семинары Практические занятия и т.п. Самостоятельная работа Индивидуальнаяподготовка к текущим аудиторным занятиям, в т.ч.: изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов по теме лекций и семинаров, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, коллоквиумам и т.п. выполнение дополнительных заданий, в т.ч.: написание реферата, эссе по заданной проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, практикум по учебной дисциплине с использованием компьютерных, дистанционных технологий и т.п. Контактные часыконсультации по выполнению самостоятельных заданий контроль выполнения индивидуальных заданий
Методика и технология обучения (2005 г.) Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов повышение мотивации студентов к активной систематической работе в течение изучения дисциплины обеспечение текущего систематического контроля выполнения и усвоения студентами учебного материала получение четкой и дифференцированной оценки знаний, умений и навыков студентов обеспечение объективности и прозрачности оценки знаний, умений и навыков студентов повышение конкурсности, состязательности студентов в процессе обучения получение студентами навыков самостоятельного планирования работы обеспечение взаимозачета оценок при реализации внутренней и международной мобильности студентов
Алгоритм формирования итоговой оценки по дисциплине (экономический факультет) Оценка дисциплиныЭтапы оценкиБаллы Алгоритм формирования итоговой оценки по дисциплине Текущая успеваемость X Самостоятельная работа Y Итоговая работа Z Удельный вес X, Y, ZРешает коллектив преподавателей (лектор и преподаватели, ведущие семинары) с учётом распределения часов на аудиторную (общую и индивидуальную) и самостоятельную работу
Переход от баллов к официальной системе оценки знаний студентов Действующая нормативная шкала: шаг – 20% баллов => 80% - «5» 60%
Методика и технология обучения (2005 г.) Балльно-рейтинговая система По итогам обучения в триместре Учебная часть рассчитывает следующие академические рейтинги: рейтинг студентов в группе по итогам изучения конкретной дисциплины рейтинг студента в группе и на курсе по итогам триместра рейтинг студента в группе и на курсе по итогам учебного года
Факторы, снижающие эффективность СРС (по результатам опроса преподавателей) 1.Формальный подход студентов к выполнению СР. 2.Отсутствие навыков ведения творческой самостоятельной работы. 3.Ограниченные возможности преподавателей в реализации индивидуального подхода к студентам: высокая трудоемкость разработки индивидуальных заданий по СР и их систематического обновления; высокая трудоемкость проверки индивидуальных заданий; невозможность своевременного доведения результатов проверки заданий до каждого студента и объяснения ошибок и недочетов при большой численности студентов в группе.
Факторы, снижающие эффективность СРС 1.Нечеткость постановки задач по формам самостоятельной работы (к одной и той же по форме СР разные преподаватели предъявляют разные требования по содержанию, объему, оформлению и т.д.). Несвоевременность выдачи заданий по СР 2.Нет методических указаний по выполнению заданий по самостоятельной работе. 3.Возникновение дополнительных заданий в процессе преподавания дисциплины (экспромты!!!). 4.Нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр на завершающем этапе. 5.Формальная оценка посещаемости, а не работы во время общих аудиторных занятий 6.Неравномерность нагрузки в течение триместра (расписание). 7.Неопределенность с наполнением контактных часов. В контактные часы осуществляется преимущественно оценка СРС, а не консультации по вопросам, связанным с ее выполнением. 8.На факультете отсутствует помещение, где можно заниматься самостоятельно (особенно актуально, если СР осуществляется в форме группового проекта). 9.Работа библиотеки (часы, процедуры, условия, ограниченность фонда). 10.В электронной библиотеке доступ к литературе на русском языке закрыт.
Организация обучения Структура учебного года, модульная организация учебного процесса, отказ от сессий Календарно-тематический план по каждой дисциплине Учет нагрузки ППС
Качественные изменения содержания и технологии обучения предполагают осуществления определенных корректировок и в организации учебного процесса: по каждому изучаемому курсу помимо традиционной программы преподаватель должен разрабатывать календарно-тематический план. рабочие учебные планы наряду с календарно-тематическими планами и индивидуальными планами студентов составляют основу для составления расписания занятий, поэтому необходимо обеспечить четкую координацию деятельности всех участников этого процесса. Рабочий учебный план дает информацию о включении той или иной дисциплины в учебный процесс и сроках ее изучения. Разработанный календарно-тематический план предоставляет информацию о содержании и графике изучения этой дисциплины. Индивидуальный учебный план студента информирует о выбранных курсах. Следовательно, необходимо регламентировать последовательное прохождение всех этих этапов по срокам. Кроме того, в расписании занятий должно быть четко указаны место и время контактных часов. переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости должен быть обеспечен четким и прозрачным учетом выполнения студентом всех видов работ, что позволяет заполнение ведомости успеваемости студентов
Календарно-тематический план ДатаТема для изученияФорма проведения занятия Количество часов Сроки выполнения Тема для изученияФорма выполнения Количество часов Аудиторная общая работа Самостоятельная работа Аудиторная индивидуальная работа Дата Тема для изученияФорма проведения занятий Количество часов
Спасибо за внимание! Программа повышения квалификации «Методики и технологии многоуровневой системы подготовки на основе ФГОС ВПО» Телешова Ирина Георгиевна 939 – 35 – 81