УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Светлана Дементьева Томск 2012 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Финансовые аспекты: По оценкам ВТО емкость мирового рынка образования млрд $ CША и Великобритания - лидируют, принимают около 1 млн в год контролируют 1/3 мирового финансового оборота; зарабатывают в 15 раз больше, чем тратит на Высшую школу правительство США. В России иностранные студенты составляют примерно 1,5 % от общего числа студентов.
Прогноз численности выпускников 11-х классов школ РФ, тыс/ чк
Прогноз ВПО Рост численности студентов учреждений ВПО остановился в 2008/2009 учебном году и началось снижение численности, которое продолжится до 2020/2021 учебного года (прогноз Центра социального прогнозирования, Шереги Ф.Э)
Конкуренция за учебных мигрантов растет на : Межгосударственном уровне; Внутренне государственном уровне: по линии центральные - региональные вузы.
Сильные стороны обучения в России: Хорошее соотношение цены/качества; Невысокая стоимость проживания в региональных центрах; Достаточный уровень безопасности в регионах;
Общее количество иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах
Проблемы развития: Слабое владение русским языком; Слабая начальная подготовка у некоторых абитуриентов; Климатические трудности; Транспортная удаленность региональных центров, (некоторые студенты не имеют возможности уезжать домой на каникулы) Трудности нострификации иностранных документов об образовании Запрет на официальное трудоустройство (не в рамках вуза)
Трудности прохождения практик на предприятиях, в связи с их закрытостью; Проблемы личной безопасности (для Томска не характерны) Отсутствие правовых механизмов для хорошей адаптации иностранных студентов в стране.
Трудности прохождения практик на предприятиях, в связи с их закрытостью; Проблемы личной безопасности (для Томска не характерны) Отсутствуют правовые механизмы для хорошей адаптации иностранных студентов.
Разработка механизма адаптации иностранных студентов в системе профессионального образования российских вузов (на примере вузов Томска, Красноярска, Москвы) Практическая цель исследования – идентифицировать образовательные, социально-культурные, бытовые, правовые, трудности в период обучения в России, влияющие на адаптацию иностранных студентов.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи: Определить адаптационные сложности; Оценить значимость этих факторов в контексте развития учебной миграции в Россию; Разработать эффективные механизмы адаптации. Единица исследования – иностранный учащийся Предмет исследования – детерминанты адаптационных трудностей
Гипотеза 1: Увеличение доли учебных мигрантов может наблюдаться больше в тех вузах, в которых приоритетом являются высокое качество образования, гарантии академических свобод, личной безопасности и возможности для максимальной реализации творческого потенциала учащегося. Гипотеза 2: Увеличение доли учебных мигрантов наиболее вероятно для России, в случае обеспечения невысокой стоимости обучения в сочетании с высоким его качеством. Гипотезы исследования
Предварительные итоги исследования: Причины выбора вуза для учебы …имидж вуза гибкая дружественная политика вуза, простые и понятные правила приема и обучения, простой и информативный сайт высокое качество обучения, а также возможность легче найти работу после данного образования … выбирают вузы с высоким индексом развития человеческого потенциала потенциально комфортные условия адаптации в связи с хорошо развитыми в вузе образовательным уровнем и качеством самого образования … наличие специальных сервисов в вузе гарантиями защиты прав человека, личные и социальные аспекты безопасности являются важными требованиями … вузы, где учились родственники, знакомые, друзья, или связывает общее историческое прошлое в рамках Союза общие исторические корни, и культурные связи, лучшая адаптация в принимающей стране
Спасибо за внимание! demen -