Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру,- Сказал ребятам Петя.- Где б я ни был, и везде В неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король- Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! Шахмат Шахмат
«Путешествие в Шахматную страну»
Цели: Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур, пополнить знания детей об истории шахмат, рождении, распространении по другим странам, активизировать мыслительную деятельность
Воспитательные: вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие. воспитывать интерес к шахматной игре. Воспитательные: вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие. воспитывать интерес к шахматной игре. Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Двигаясь на восток, Чатуранга модернизировалась в китайские (СЯНЦИ) и японские (СЁГИ) Путь на Запад преобразовал чатурангу в игру, известную во всем мире под названием «ШАХМАТЫ». Перебравшись через 2-3 столетия в Иран и на Арабский Восток, Чатуранга получила название ШАТРАНЖ – у арабов и ШАТРАНГ – у персов, игра была существенно изменена.
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА – зародилась в Индии в 5-6 веках. Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА – зародилась в Индии в 5-6 веках.
Лоуренс Альма-Тадена. «Египтяне, играющие в шахматы» год
Найдены в Албании. VI век нашей эры. Материал: моржовый клык. Самые древние шахматы в Европе.
Шахматные поединки происходили при дворах королей и обставлялись очень торжественно – в духе рыцарских турниров.
Почтовая марка. СССР 1962 год
Чемпионы мира: Михаил Ботвинник Василий Смыслов Михаил Таль Анатолий Карпов Гарри Каспаров Владимир Крамник
Коллекция стоп-кадров из кинофильмов
«Михайло Ломоносов» Год: 1955 Режиссёр: Александр Иванов В ролях: Борис Ливанов
«Садко» Год: 1953 Режиссёр: Александр Птушко В ролях: Сергей Столяров
«Иван Грозный» Год: 1944 Режиссёр: Сергей Эйзенштейн В ролях: Николай Черкасов
«Волшебная лампа Аладдина» Год: 1967 Режиссёр: Борис Рыцарев В ролях: Борис Быстров
Король (1 единица) важнейшая, но самая слабая фигура. При нападении на короля (шах) разрешены только ходы, уводящие короля из-под шаха. Игра сводится двум основополагающим моментам: защите собственного короля и нападению на короля противника (мат королю противника). Король двигается на один шаг в любом направлении:
Ферзь (в простонародье – королева, 1 единица) – самая влиятельная фигура. В современной теории относится к «тяжелым» фигурам Ферзь двигается в любом направлении на расстояние до следующей фигуры.
Ладья (2 единицы). В современной теории относится к «тяжелым» фигурам. Двигается ладья только по вертикали или горизонтали поля на любое расстояние до следующей фигуры.
Слон (в простонародье – офицер, и по-моему, не напрасно, т.к. на слона эта фигура не слишком похожа, 2 единицы) «легкая фигура». Слон двигается по диагонали поля, на любое расстояние до ближайшей фигуры.
Конь (2 единицы) «легкая фигура». Единственная фигура, от удара которой невозможно «закрыться» другой фигурой или пешкой. Конь передвигается буквой «Г», и имеет возможность пересекать стоящие на пути фигуры:
Пешка (8 единиц). Пешка двигается только вперед. Первый ход пешки может быть на 2 клетки по вертикали вперед, последующие – на одну. Если пешка совершает ход с взятием, то она ходит на один шаг вперед по диагонали.
Игра «Волшебный мешочек»
Не люди, не звери, не часы, а ходят? Шахматные фигуры Шахматные фигуры Всего на доске сколько шахматных фигур ? Всего на доске сколько шахматных фигур ? Всего 32 шахматных фигур Всего 32 шахматных фигур
- Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла. Пешка Пешка Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? Конь Конь
Гладкий люблю я, расчищенный путь. На шаг в любую сторону могу шагнуть. Король Король Так как же ходит король? Так как же ходит король? На любое соседнее поле. На любое соседнее поле.
Стою на самом краю, Путь откроют – пойду, Только прямо хожу Как зовут не скажу. Ладья Ладья Передвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят. Конь Конь
Не живет в зверинце Не берет гостинцы, по косой он ходит Хоботом он водит. Назовите соседей шахматного слона Слева-конь, справа-ферзь Слева-конь, справа-ферзь Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он ходит, Хоботом не водит. слон слон
Если согласны, поднимаете руки вверх. Если не согласны садитесь. 1. Слон и конь легкие фигуры. 2. Форма у шахматного поля треугольная. 3. На шахматных полях ничего не растет. 4. Шахматы в Россию прибыли на ковре-самолете. Если согласны, наклоны вправо, не согласны – влево. 1. Ферзь отличается от короля шляпой – короной. 2. Шах – это нападение на короля. 3. Конь ходит на три клетки вперед и две в сторону. 4. Мат – это послеобеденный сок.
Ответы 1. Нападение на короля, от которого нет защиты (мат) 2. В углу стоит бадья, в ней плывет (ладья) 3. Уничтожение пешки или фигуры противника (взятие) 4. Самая главная шахматная фигура (король) 5. Одновременный ход королем и ладьёй (рокировка) 6. Один раз погибает, в два раза родится (пешка) 7. Эта фигура не проста, Грива есть, но нет хвоста, Ход похож на уголок- Клетка прямо, клетка в бок (конь) 8. Косая линия на шахматной доске (диагональ) 9. Какая фигура любит свой цвет? (ферзь).
Ответ: Ла8x
Ответ: Фh2x
Ответ: Фb7x
Ответ: Фе7x
Ответ: Сc6x
Ответ: Kрf7x
Шахта, падишах, шахтер -Что интересного вы заметили? Шах-нападенье Шах-нападенье Королю угрожает. Мата здесь нет И король убегает.
Математика, автомат, материк, матрос, шахматы. -Что заметили? Мат, от которого нет защиты. Мат, от которого нет защиты.
Шахматы-игра для тех, Кто жаждает чуда и утех. Для тех, кто юн, для тех кто сед. Игра полезная для всех.
«Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы» В.А.Сухомлинский