© В.В. Маскин, 2012
Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного образования (в ДОУ, в школах, в УДОД, в семьях и др.) Качество дошкольного образования (по разным формам) Образовательная среда ДОУ Мастерство педагогов в системе дошкольного образования Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Инновационные находки в системе дошкольного образования муниципалитета
Утверждена Постановлением администрации муниципального образования от… Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и общества в качественном дошкольном образовании путем: обеспечения наиболее полного охвата детей с 1 до 7 лет дошкольным образованием, обновления структуры и содержания дошкольного образования, устойчивого развития системы до- школьного образования в муниципалитете, сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, их личностного развития
создать условия для повышения качества дошкольного образования; обеспечить условия для реализации прав всех жителей муниципалитета на качественные образовательные услуги; повысить эффективность деятельности педагогов в системе дошкольного образования; совершенствовать организацию образовательного процесса до всех ДОУ Стратегические задачи Программы
До 2015 года необходимо ликвидировать следующие проблемы: - несоответствие количества мест в ДОУ потребностям населения муниципалитета; - неполнота ресурсного обеспечения системы дошкольного образования сдерживает рост качества этих образовательных услуг в муниципалитете; - отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству дошкольного образования; - недостаточность мотивационного ресурса для инновационного развития дошкольного образования.
Недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций … к развитию системы дошкольного образования в муниципалитете. Недостаточны условия для развития независимых форм оценки качества дошкольного образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности в ДОУ
… за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: 1) повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности ДОУ в целях обеспечения развития их экономической самостоятельности, усиления ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования дошкольного образования; Решение стратегической задачи повышения эффективности в сфере дошкольного образования обеспечивается…
2) обновление содержания дошкольного образования и повышение его качества; 3) увеличение охвата детей дошкольным образованием в муниципалитете, в т.ч. до 3-х лет, от 3-х до 5-ти лет, от 5-ти до 7-ми лет; 4) создание условий для физического и психического развития детей в ДОУ; 5) совершенствование системы управления и ресурсного обеспечения ДОУ; 6) рост роли общественных организаций и статуса семьи в развитии дошкольного образования Направления повышения эффективности в сфере дошкольного образования в муниципалитете
Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере дошкольного образования … … обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим направлениям: - внедрение новых моделей финансирования ДОУ; - внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности ДОУ (переход на автономию)
Паспорт программы Наименование программы Заказчик Разработчик Цель программы Задачи программы Срок реализации Исполнители основных мероприятий Объем и источники финансирования программы Целевые показатели и индикаторы реализации программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы Контроль за реализацией программы
Проблематизация и целеполагание при создании программы развития Проблема – противоречие между желаемым и действительным в дошкольном образовании Цель – желаемое, то, что мы хотим достичь в сфере дошкольного образования Оценка ситуации предполагает анализ действительного состояния сферы дошкольного образования Формы анализа ситуации: изучение документации, социологические исследования, дискуссии, дебаты
Целевые индикаторы и показатели оценки хода реализации Программы Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих ход реализации Программы, а также система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации муниципальной программы развития дошкольного образования Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений: - обеспеченность детского населения местами в МДОУ; - процент охвата детей дошкольного возраста, проживающих в муниципальном районе детскими садами Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений: - количество образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации муниципальной программы развития дошкольного образования Повышение качества дошкольного образования: - выполнение плановых показателей количества дето-дней; - уровень заболеваемости детей в МДОУ; - охват детей дошкольного возраста коррекционным образованием Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров: - уровень обеспеченности персоналом ДОУ
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации муниципальной программы развития дошкольного образования Совершенствование экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования: - уровень оплаты труда сотрудников системы дошкольного образования относительно среднего уровня заработной платы в регионе; - затраты на содержание одного ребенка в МДОУ Создание независимой системы оценки качества дошкольного образования: - выполнение требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования Развитие организационно-правовых основ деятельности МДОУ: - развитие общественных форм управле- ния образовательными учреждениями
Практический уровень реализации Программы Оценка ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, научно-методических, управленческих, временных) Оценка рисков, препятствий и ограничений Определение правил, ролей, получение согласия Разработка материально-технического и финансового обоснования Определение заданий Распределение заданий Определение сроков Мониторинг хода выполнения, промежуточная оценка Коррекция хода выполнения Соотнесение полученных результатов с ожидаемыми Оценка затрат Окончательная оценка
Маскин В.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии управления ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования»