L/O/G/O Рефлексия подведение итогов урока Афанасьева Е.А. Методист отдела воспитательной работы Афанасьева Е.А. Методист отдела воспитательной работы
План 4 Определимся с понятиями Функции рефлексии Классификация Зачем? Примеры рефлексии
Определимся с понятиями Рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. [
Цели: 2 1 Направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Функции рефлексии проектиро вочная организа торская коммуни кативная смыслотво рческая коррекцио нная мотиваци онная
в начале и конце урока целью установления эмоционального контакта возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом используется для выявления уровня осознания содержания пройденного Классификация рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала
Зачем? Для обучающихся: подведение итогов (что узнали?, как работали?) Обобщение результатов Выяснение впечатлений Оглянуться на все произошедшее Оценить путь Отметить успехи, достижения Обрисовать перспективы движения
Для педагога: оценка собственной работы; выводы о необходимости корректировки программы, методов…
Как подводить итог урока Анализ ожиданий и опасений, которые обучающиеся сформулировали вначале урока или какие цели мы ставили? Достигли ли мы поставленных целей? Рефлексия
Примеры:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
«Плюс-минус-интересно». П - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. М - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. И - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю
Анкета На уроке я работалактивно / пассивно Своей работой на уроке ядоволен / не доволен Урок для меня показалсякоротким / длинным За урок яне устал / устал Мое настроениестало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Шесть шляп мышления
Использованная литература Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» 6, 1999 год, с.17 Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно- практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно- экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» 1,2005г Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996