Комарова А.Н. педагог-психолог МДОУ «ЦРР – д/с 160» Причины речевых нарушений
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Различная внутриутробная патология; Родовая травма и асфиксия; Различные заболевания в первые годы жизни ребенка; Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга; Наследственные факторы; Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушения эмоционально- волевой сферы и дефициту в развитии речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: Ухудшение состояния здоровья детей; Ухудшение состояния здоровья детей; Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении. Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно: обедненный словарь; обедненный словарь; часто неверная конструкция предложений; часто неверная конструкция предложений; неспособность связно и последовательно изложить события; неспособность связно и последовательно изложить события; дефекты произношения; дефекты произношения; сбивчивый темп речи. сбивчивый темп речи.
Для успешного развития речи в детском саду необходимы: эмоциональный комфорт (положительные эмоции); эмоциональный комфорт (положительные эмоции); демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант); демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант); достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия); достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия); большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда; большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда; создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки; создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки; событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы). событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы). обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми. обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми. гибкая программа «проектов», событий-тем, развитие речи в общении и деятельности. гибкая программа «проектов», событий-тем, развитие речи в общении и деятельности. опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству. опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.
Формы организации работы по развитию речи: Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаражение» интересной деятельностью. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаражение» интересной деятельностью.
Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность. Пение. Пение. Стихотворение-рифмование. Стихотворение-рифмование. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать). Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать). Труд: трудовые и речевые действия. Труд: трудовые и речевые действия. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.