Модель начального общего образования ( в условиях внедрения стандартов второго поколения) Владимир 2010
Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г – 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) – изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); – заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования – только федеральный компонент – предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу - 10ч. в каждом классе) – ориентация стандарта второго поколения на результат образования
Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения 2004 год Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания) Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Требования к уровню подготовки выпускников Требования региона Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников! Требования к результатам освоения образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к условиям реализации образовательных программ новые стандарты Требования региона
Цели и образовательный результат 2004новый стандарт овладение умениями практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции) освоение знаний формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Формирование основ гражданской идентичности личности Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма Развитие умения учиться как первого шага к саморазвитию и самовоспитанию Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализаци и настойчивости Ценностные ориентиры начального образования
Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Требования Стандарта: основные результаты начального образования
Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, метапредметные понятия. Требования Стандарта: основные результаты начального образования
Предметные, включающие учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, освоенный обучающимися в ходе изучения систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира Требования Стандарта: основные результаты начального образования
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться; Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и для партнера Выпускник начальной школы
Базисный образовательный план ( вариант 1) Учебные предметы (обязательная часть) Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык-2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной куль- туры нородов России Основы духовно- нравственной культуры ---0,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство11114 Технология Физическая культура Итого: ,586 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 332,52 Предельно допустимая недельная нагрузка(6-дн. н.) Внеурочная деятельность10 40
Примерное распределение часов внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Спортивно- оздоровительное итого 10 40
Примерный режим учебного дня в 1кл уч.г.Уроки ( по расписанию) Внеурочная деятельность Сентябрь 4 урока по 35 мин. 1 урок- внеаудиторный Октябрь - май 4 урока по 35 мин 1 урок: ( 35 мин.) 2 урок: Завтрак 3 урок: – урок: Перерыв: прогулка, обед – Студии, секции кружки по выбору учащихся и запросу родителей. максимально – 5 занятий в неделю, обязательно – 2/3 занятия). С группой продленного дня: прогулка – познавательная деятельность по интересам игры (настольные, подвижные, спортивные) клубный час, прогулка Без группы продленного дня: уход домой Занятия в системе дополнительного образования
Спасибо за внимание