Система работы с одаренными детьми на первой ступени обучения Из опыта работы Из опыта работы Ибрагимовой Рамзии Жамалетдиновны, Ибрагимовой Рамзии Жамалетдиновны, учителя начальных классов учителя начальных классов МОУ «Слободчиковская основная МОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» февраль 2010 г. февраль 2010 г.
Информационная справка В уч.году в ОУ на первой ступени обучается 24 учащихся В уч.году в ОУ на первой ступени обучается 24 учащихся 2 класса – комплекта: 2 класса – комплекта: класс класс – 4 класс – 4 класс - 14
Что значит «хорошая школа»? хорошо учат по всем предметам; хорошо учат по всем предметам; должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги; должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги; в школе должны быть свои традиции; в школе должны быть свои традиции; школа должна давать современное образование; школа должна давать современное образование; уважают личность ребенка, занимаются с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. уважают личность ребенка, занимаются с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
«Способности - объяснение вашего успеха». «Способности - объяснение вашего успеха». Г.Томпсон Г.Томпсон
Задача Создать условия, при которых любой ребенок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Создать условия, при которых любой ребенок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Что понимать под целостной системой: цели; цели; содержание материала, отраженное в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах; содержание материала, отраженное в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах; методы, средства, технологии. методы, средства, технологии.
Какого ребенка считать одаренным? Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или в нескольких сферах. Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или в нескольких сферах.
интеллектуальной; интеллектуальной; творческо – продуктивного мышления; творческо – продуктивного мышления; академических достижений; академических достижений; общения и лидерства; общения и лидерства; художественной деятельности; художественной деятельности; двигательной. двигательной.
- высокие интеллектуальные способности; - высокие творческие способности; - способность к быстрому усвоению и отличную память; - любопытство, любознательность, стремление к знаниям; - высокую личностную ответственность; - самостоятельность суждений; - позитивную Я – концепцию, связанную с адекватной самооценкой.
«Каковы бы не были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми» «Каковы бы не были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми» Блум Блум
Система работы с одаренными детьми представлена по двум направлениям Урочная деятельность Урочная деятельность на уроках индивидуальная дифференцированная работа Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность кружковая работа по предмету кружковая работа по предмету проведение внеклас сных мероприятий в рамках предметных недель проведение внеклас сных мероприятий в рамках предметных недель участие в олимпиадах участие в олимпиадах участие в творческих конкурсах участие в творческих конкурсах
Основной целью развития и успешного обучения на уроках является: совершенствование предметных умений и навыков; совершенствование предметных умений и навыков; повышение учебной мотивации одаренных детей; повышение учебной мотивации одаренных детей; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; овладение навыками самоконтроля и самооценки. овладение навыками самоконтроля и самооценки.
Методы частично – поисковый; частично – поисковый; исследовательский; исследовательский; проблемный; проблемный; проективный. проективный.
Формы нетрадиционные уроки; нетрадиционные уроки; классно – урочная; классно – урочная; ролевые игры; ролевые игры; консультации. консультации.
Результаты участия учащихся начальных классов в предметных олимпиадах за последние два года
Методика «Карта одаренности» Интел лекту альная Твор чес кая Акаде мичес кая Худ. изоб рази тель. Музы каль ная Литер атур ная Артис тичес кая Техни чес кая Лид ерс кая Спор тив ная
Методика оценки общей одарённости п/п КачествоОтметка 1Любознательность5 2Сверхчувствительность к проблемам 4 3Способность к прогнозированию.4 4Словарный запас3 5Способность к оценке4 6Изобретательность3 7Способность рассуждать и мыслить логически 4 8Настойчивость5 9Перфекционизм4
Результативность Название конкурсаКол-во участников Результат Районная спартакиада14 место Креатив-фестиваль «Надежда»2Грамота «Минута славы»11 место Конкурсы рисунков и плакатов - «Мой край» - «Как я отдыхал на каникулах» - «Добрая дорога детства» - по противопожарной тематике - «Мастер золотые руки» Грамота 3 место 2 место Олимпиада начальной школы81 место 2 место 3 место
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.