« Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики » Автор: Медведева Анастасия, учащаяся 10 класса МОУ СОШ 3. Руководитель: Алексашина Галина Михайловна, учитель математики. Автор: Медведева Анастасия, учащаяся 10 класса МОУ СОШ 3. Руководитель: Алексашина Галина Михайловна, учитель математики.
Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. К.Маркс Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. К.Маркс
«Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы» Александров А. Д.
«В нашу современную жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога» «В нашу современную жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога» Гнеденко Б.В Гнеденко Б.В «В нашу современную жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога» «В нашу современную жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога» Гнеденко Б.В Гнеденко Б.В
Сфера приложения математики: МАТЕМАТИКА Химия Физика Экономика Астрономия География Биология
Показательная функция в физике: Барометрическая формула: p=p 0 e –h/H Движение тела в сопротивляющейся среде: V=v 0 e -kt/m Охлаждение тел: T=T 1 - C e -kt Радиоактивный распад: m(t)=C e –kt =m 0 2 -t/T
Как быстро остынет только что вскипяченный при нормальной атмосферном давлении чайник полный воды до температуры 92 градуса Цельсия? Решение: Скорость остывания пропорциональна разности между температурой чайника и температурой окружающей среды. Чем меньше становится эта разность, тем медленнее остывает чайник. Если сначала температура чайника равнялась То, а температура воздуха T1, то через t секунд температура Т чайника выразится формулой: T=(T 1 -T 0 )e -kt +T 1 Решение: Скорость остывания пропорциональна разности между температурой чайника и температурой окружающей среды. Чем меньше становится эта разность, тем медленнее остывает чайник. Если сначала температура чайника равнялась То, а температура воздуха T1, то через t секунд температура Т чайника выразится формулой: T=(T 1 -T 0 )e -kt +T 1
Масса радиоактивного вещества уменьшается по закону m(t) = m 0 2 -t/T.В лаборатории получили вещество, содержащее в начальный момент времени m 0 = 12 мг изотопа натрия-24, период полураспада которого равен Т = 15 ч. В течении скольких часов содержание натрия-24 в веществе будет превосходить 3 мг? Решение: Подставим в данную формулу известные данные, получим: 12*2 -t/15 >3 2 -t/15 >1/4 2 -t/15 >2 -2 -t/15>-2 t
Математика и химия. И естествоиспытателем нельзя быть, не получивши начальных знаний в математике. Менделеев Д.И. И естествоиспытателем нельзя быть, не получивши начальных знаний в математике. Менделеев Д.И.
Логарифмы в химии. Равновесные процессы Расчет скорости химической реакции Расчет рН Гидролиз растворов солей
На сколько градусов надо повысить температуру для ускорения химической реакции в раз, если скорость реакции растет в геометрической прогрессии со знаменателем, равным 3 при повышении температуры на каждые 10 о ? Решение: 3 x =59000; lg 3 x = lg 59000; x lg3 = lg 59000; 10° · x = 10° · 10°= 100° Ответ: Надо повысить температуру на 100° для ускорения химической реакции. Решение: 3 x =59000; lg 3 x = lg 59000; x lg3 = lg 59000; 10° · x = 10° · 10°= 100° Ответ: Надо повысить температуру на 100° для ускорения химической реакции.
Реакция при температуре 50°С протекает за 2 мин. 15 сек. За сколько времени закончится эта реакция при температуре 70°С, если в данном температурном интервале температурный коэффициент скорости равен 3?
Решение. При увеличении t с 50° до 70° С скорость реакции в соответствии с правилом Ван-Гоффа возрастает: = γ (t2-t1)/10 Где t 2 = 70° С, t 1 =50°C, а υ t2 и υ t1 – скорости реакции при данных температурах. Получаем: = 3 (70-50)/10 = 3 2 = 9, т.е. скорость реакции увеличится в 9 раз. В соответствии с определением, реакция обратно пропорциональна t реакции, следовательно:,где τ – время реакции при температуре t 1 и t 2, следовательно τ t2 = τ t1 * υ t1 / υ t2 Учитывая, что τ t1 = 135 сек., определяем t при 70°С: τ t2 = 135 * 1/9 = 15 сек Ответ: τ t2 =15 сек.
Математика и биология. В биологии так же широко используется показательная функция. Рост различных видов микроорганизмов и бактерий, дрожжей и ферментов подчиняются одному закону: N=N 0 e kt. По этому закону возрастает количество клеток гемоглобина в организме человека, который потерял много крови. В биологии так же широко используется показательная функция. Рост различных видов микроорганизмов и бактерий, дрожжей и ферментов подчиняются одному закону: N=N 0 e kt. По этому закону возрастает количество клеток гемоглобина в организме человека, который потерял много крови.
Численность популяции составляет 5 тыс. особей. За последнее время в силу разных причин (браконьерство, сокращение ареалов обитания) она ежегодно сокращалась на 8%. Через сколько лет (если не будут предприняты меры по спасению данного вида и сохранятся темпы его сокращения) численность животных достигнет предела – 2 тыс. особей, за которым начнётся вымирание этого вида?
Решение: Применим для вычисления времени формулу сложных процентов: Решение: Применим для вычисления времени формулу сложных процентов: 2 тыс. – численность животных по истечению искомого времени; 5 тыс. – численность животных в начальный момент времени; p = 8 - % сокращения численности животных. Предварительно разделив обе части уравнения на 1000, получим: Ответ: Приблизительно через 11 лет.
Математика и экономика. Заглянем в кабинет экономиста одного из торговых предприятий. Перед которым возникла проблема – в каком соотношении закупить товары А и В. Можно закупить 8 единиц товара А и 5 единиц товара В. Торговое предприятие остановилось на первом варианте, т.к. при этом экономится сумма, достаточная для закупки 2-х единиц товара А. Какова цена товара А и товара В?
Пусть стоимость единиц товара А – х рублей, единиц товара В – у рублей. Тогда мы получим систему уравнений: 5х+8у=92; 5х+8у=92 I*(-1,2); 8х+5у=92+2х; 6х+5у=92; -6х-9,6=-110,4; 6х+5у=92; 4,6у=18,4; Тогда, 5х+32=92; у=4. 5х=60; х=12. Ответ: Стоимость одной единицы товара А-12 тысяч рублей, а цена одной единицы товара В-4 тысячи рублей. Пусть стоимость единиц товара А – х рублей, единиц товара В – у рублей. Тогда мы получим систему уравнений: 5х+8у=92; 5х+8у=92 I*(-1,2); 8х+5у=92+2х; 6х+5у=92; -6х-9,6=-110,4; 6х+5у=92; 4,6у=18,4; Тогда, 5х+32=92; у=4. 5х=60; х=12. Ответ: Стоимость одной единицы товара А-12 тысяч рублей, а цена одной единицы товара В-4 тысячи рублей.
Рассмотрим еще одну задачу: Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли, которых в минувшем году составила 13 млн. рублей. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 75%, а второго - на 140%. В результате, суммарная прибыль фирмы должна вырасти в 2 раза. Какова величина прибыли каждого из отделений: 1)в минувшем году? 2)в текущем году?
Решение: Обозначим через х млн.рублей прибыль первого отдела и через у млн.рублей прибыль второго отдела в минувшем году. Тогда по условию задачи составим и решим систему уравнений с двумя переменными: х+у=13; х=13-у; 1,75х+2,4у=26; 1,75((13-у)+2,4)=26; 22,75-1,75у+2,4у=26; 0,65у=3,25; у=5. Тогда х=13-5=8. Значит:1)Прибыль в минувшем году у первого отделения 8 млн.рублей, у второго-5 млн.рублей. 2)Прибыль в этом году у первого отделения 14 млн. рублей,у второго- 1 2 млн.рублей.
А теперь заглянем в кабинет экономиста некоторой фирмы, которая производит детские велосипеды. Экономисты рассчитывают, сколько велосипедов в день надо производить по цене х рублей, чтобы прибыль была максимальной. И в этот раз нам не обойтись без математики…
Изначально надо установить зависимость между ценой х руб. одного велосипеда и количеством у единиц товара, приобретаемого за один день.
Математическими методами было определено, что данная зависимость задана формулой у=570-3х. (1) Выясним, какую цену на товар установит фирма для того, чтобы прибыль от его реализации была наибольшей. Прибыль р находится по формуле р=ху. Согласно (1), р=х(570- 3х), или р=-3х х.
Таким образом получается, что функция р=-3х х является квадратичной. Функция будет достигать своего наибольшего значения при х=-570/(- 3)*2=95. Это наибольшее значение равно р= Получается, что наибольшая выручка в рублей будет достигаться в том случае, если фирма реализует по цене 95 р. у=570-3*95=285 единиц товара.
Математика в практических задачах. Решено комнату (включая потолок) оклеить обоями. Обои покупаются с запасом 20 % от оклеиваемой площади. Стоимость обоев указана в таблице. Потолок решено оклеить белыми обоями, стены – зелеными. Ширина двери комнаты равна 0,8 м, высота – 2 м. Ширина окна – 1,5 м, высота – 1 м. Сколько рублей надо заплатить за обои?
Цена обоев за 1м 3 (в руб.) в зависимости от покупки: до 30м 2 от 30 до 100 м 2 Свыше 100 м 2 Белые Зеленые Решение задачи: Площадь с учетом 20% запаса Стоимость обоев Площадь передней и задней стен 2,5х6=15 0,8х2=1,6-дверь 30-1,6=28,4 Площадь боковых стен4,5х2,5=11,25 1,5х1=1,5-окно 22,5-1,5=21 Площадь всех стен28,4+21=49,420%-4,94х2=9,88 49,4+9,88=59,28 59,28х11=652,08 Площадь потолка4,5х6=2720%-2,7х2=5,4 27+5,4=32,4 32,4х13=421,2 Ответ: Стоимость всей покупки 1073,28 рублей.
С.Л.Соболев Есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она объясняет закономерности сложных явлений, сводя их к простым, элементарным явлениям природы. Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед с огромной точностью ход вещей. Есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она объясняет закономерности сложных явлений, сводя их к простым, элементарным явлениям природы. Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед с огромной точностью ход вещей. С.Л.Соболев
Используемая литература: Симонов А.С. «Экономика на уроках математики»; Москва, Школа-Пресс, 1999 Журнал «Математика в школе», год. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 1997 год, 4,5,6. Ресурсы Интернет.