Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: первые уроки введения Логвинова И.М.
Национальная инициатива «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей 3.Развитие учительского потенциала 4.Изменение инфраструктуры школьной сети 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников 6.Расширение самостоятельности школ
ДОКЛАД Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы « «Наша новая школа» в 2010-м году
Доклад подготовлен на основании следующих данных: показателей электронного мониторинга (сайт В электронном мониторинге приняли участие 83 субъекта РФ ( школ из муниципалитетов); 83 региональных докладов о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год, предоставленных субъектами РФ в Минобрнауки России за подписью главы органа исполнительной власти региона.
Эффекты перехода на новые образовательные стандарты: 1. Усиление мотивации педагогов и руководителей к повышению своей квалификации; 2. Повышение роли внеурочной деятельности в образовательном процессе начальной школы; 3. Усиление роли региональной, муниципальной и школьной систем оценки качества образования;
Эффекты перехода на новые образовательные стандарты: 4. Улучшение оснащенности образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового стандарта к условиям образовательной деятельности; 5. Усиление самостоятельности школ в содержании и организации образовательного процесса за счет разработки собственных основных образовательных программ.
Типичные проблемы : отсутствие четкого механизма финансирования, нормативно-правовой и организационной модели ведения внеурочной деятельности; разное толкование готовности школы к введению ФГОС НОО в связи с тем, что требования к условиям реализации основной образовательной программы даны на функциональном уровне; недостаточная готовность выпускников педвузов, учителей начальных классов в части использования компетентностного подхода;
Типичные проблемы : отсутствие инструментария для проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода; не определена доля увеличения значения финансового норматива
Риски Параллельность процессов модернизации образования Опережающий контроль Формальное участие родителей в реализации ФГОС
Риски Непонимание различий в статусе ФГОС и ПООП Ошибки в организации внеурочной деятельности Необоснованность и невыполнимость задач Отрыв начальной школы
Педагогические риски введения ФГОС вульгаризация идей стандарта; подмена нового содержания прежним; сохранение стереотипов профессиональной деятельности, применение традиционных неэффективных технологий обучения;
Педагогические риски введения ФГОС фальсификация получаемых результатов; разрушение системы ценностей, заявленной в ФГОС; перегрузка учащихся, нарушение здоровья субъектов образования; общее разочарование в идеях стандарта
Научно-методическое обеспечение введения ФГОС Дистанционный консалтинг. Организация сети проектных площадок Проведение обучающих семинаров Выпуск рекомендаций и другой информационно-методической литературы Поиск новых форм методической работы, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов
Показатели готовности ОУ к введению ФГОС -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
Показатели готовности ОУ к введению ФГОС -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Спасибо за внимание! Институт стратегических исследований в образовании Логвинова И.М. 8(499)