Базылева И.Ю – педагог -психолог МБОУ СОШ 4 Г. Навашино Психологическое сопровождение реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Advertisements

Базылева И.Ю – педагог -психолог МБОУ СОШ 4 Г. Навашино Психологическое сопровождение реализации ФГОС.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарт нового поколения)
«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
Инновационность структуры и содержания ФГОС начального общего образования Подготовила учитель начальных классов Ситникова О. С.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-х классов в условиях перехода на ФГОС ООО Педагог-психолог Кузьмина.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС – от декларации к реальному Образовательная программа начального общего образования в контексте нового Федерального Государственного Образовательного.
Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
«Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО»
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
ФГОС начального общего образования, его специфические особенности Карандеева Т.В., учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 15 с УИОП», руководитель.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Транксрипт:

Базылева И.Ю – педагог -психолог МБОУ СОШ 4 Г. Навашино Психологическое сопровождение реализации ФГОС

Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение ;.

Новые федеральные государственные образовательных стандарты Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных компетенций Формирование информационной компетентности Системно-деятельностный подход Сохранение психического и физического здоровья детей Выполнение учебного плана

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Проблемы связанные с переходом на ФГОС, стоящие перед психологической службой. Проблема адаптация обучающихся и педагогов. Внедрение ФГОС связано с перестройкой привычных для учителя способов педагогической деятельности, с преодолением психологического барьера восприятия новых стандартов как чего-то чрезвычайно наукообразного и непонятно как достижимого. Проблема изменения модели психологического сопровождения образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения

Важной задачей службы психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями

Психологическое сопровождение стандартов. Основные направления деятельности. Профилактика Психологическая диагностика Просвещение Коррекционно – развивающие направление Консультационное направление.

УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД РОДИТЕЛИ СОЦ. ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ

Направления деятельности психологов по сопровождению администрации образовательных учреждений : проведение занятий по этическому общению с коллегами проведение семинаров для администрации на тему: «направления работы с педагогами»

Мониторинг организационной культуры Цель исследования – выработка практических мер, направленных на повышение эффективности управления образованием Выявление контекстных факторов как условий достижения планируемых результатов

Направления деятельности психологов по сопровождению педагогов образовательных учреждений : Повышение психологической компетентности учителей (в том числе и в сфере педагогического общения). Диагностика и профилактика профессионального выгорания (тестирование и проведение тренинговых занятий). Консультации учителей по результатам диагностики обучающихся.

Направления деятельности психологов по сопровождению родителей. информирование родителей обучающихся относительно психологических особенностей ФГОС и возрастных особенностях обучающихся; выработка рекомендаций родителям по вопросам адаптации ребенка к школе; диагностика стилей семейного воспитания (отношений в семье); консультации по результатам диагностики детей

Цель, задачи, методы и формы работы с педагогами. Тематика. ТемаФорма работыВремя проведения Возрастные проблемы первоклассников и возможности комплексной психолого – педагогической помощи. Методическое совещание учителей 1- классов. Октябрь - Ноябрь Системно – деятельностный подход в обучении. Методическое объединение учителей начальных классов. Ноябрь Сообщение результатов диагностик учащихся 1 – х классов.СовещаниеНоябрь «Оценка: внутренняя, внешняя, накопительная (портфолио)».СовещаниеОктябрь «Поэтапное формирование умственных действий»СеминарНоябрь Формирование универсальных учебных действий начального общего образования- личностные универсальные учебные действия. Формирование УУД. Регулятивные учебные действия. СеминарДекабрь Формирование универсальных ученых действий – познавательные универсальны Формированиее универсальных учебные действий – коммуникативные ученые действия СеминарЯнварь

Цель, задачи, методы и формы работы с педагогами. Тематика. Профилактика невроза у детейЛекцияФевраль Развитие познавательного интереса у учащихся Методическое объединение учителей начальных классов. Март. Анализ педагогической деятельности учителя Сообщение результатов диагностики УУД учащихся 1, - х классов Совещание учителей начальных классов Март Особенности работы с детьми с проблемами в развитии СеминарАпрель Самооценка детей в младшем школьном возрасте. СеминарАпрель Роль педагога в сохранении психофизического здоровья детей. ЛекцияМарт Профилактика неврозаов у детейЛекцияФевраль

Цель, задачи, методы и формы работы с родителями. Тематика. ТемаФормы работыВремя проведения Введение ФГОС в начальной школе Родительское собраниеСентябрь Проблема психологической готовности к обучению в начальной школе. Адаптация. ЛекцияСентябрь Режим дня в жизни школьника.ЛекцияОктябрь. Результаты диагностики УУДИндивидуальные консультации Октябрь - Ноябрь Проблемы эффективного взаимодействия родителей и детей. Занятие с элементами тренинга Декабрь Трудности в обучении причины как их преодолеть.Индивидуальные и групповые консультации В течение года Отклонения в поведении, причины как их преодолеть.Индивидуальные и групповые консультации В течение года Как помочь ребенку стать успешным. Причины детских неудач БеседаМарт

Направления деятельности психологов по сопровождению обучающимися: проведение мониторинговых исследований, направленных на диагностику метапредметных и личностных результатов; диагностика личностного развития обучающихся; работа с социально дезадаптированными учениками и индивидуальные консультации одаренных детей, проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Мониторинг личностных результатов обучающихся. Принципы построения психологической диагностики. 1.Этические принципы. 2.Валидности. 3.Разумной достаточности 4.Соответствие целям диагностики. Диагностика УУД (личностных и метапредметных) 5.Необходимость программа диагностики.

Психологическая диагностика Стандарт предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).

Принципы построения психологической диагностики. 1.Этические принципы. 2.Валидности. 3.Разумной достаточности. 4.Соответствие целям диагностики. Диагностика УУД (личностных и метапредметных). 5.Необходимостьпостроения программы психологической диагностики.

Исследуемые параметры психического развития 1. Когнитивное развитие ( комплекс диагностических методик на изучение особенностей развития памяти, внимания, мышления, речи, развитие мелкой моторики). 2. Психосоциальное развитие ( самооценка, уровень притязаний, особенности эмоциональной сферы, коммуникативное развитие, саморгуляция, самоконтроль). Рекомендуемые комплексы: Кушнер.Е., Вицлак. Ю, Гуревич. К., Борисова М.

Исследуемые параметры психического развития Личностные результаты Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). Проба на познавательную инициативу. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса Коммуникативные УУД 1.Методика Ковёр 2. Лист наблюдений (ежемесячно; см. ниже) 3. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») 4.«Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля). Регулятивные УУД 1.Методика «Как поступить?» 2.«Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) 3. Лист наблюдений (ежемесячно; см. ниже) 4..Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) 5. Методика Изучение саморегуляции (по У.В. Ульенковой) Познавательные УУД 1Методика "Логические задачи" Методика Разработана А. 3. Заком 2.Линейка достижений: навыки исследования ( в конце каждой учебной четверти) 3. Лист наблюдений (ежемесячно; см. ниже)

Схема психодиагностической работы психолога по сопровождению формирования УУД Октябрь 1.Оценка сформированности. УУД обучающихся 2.Сообщение результатов на педконсилиуме. В течение года Развивающая работа с обучающимися, показавшими, низкий уровень развития УУД. Развивающая работа с обучающимися, Психосоматическими проблемами, проблемами здоровья. Октябрь –Май Сообщение результатов родителям, консультации. Групповые и индивидуальные консультации с родителями. Занятия с элементами тренинга, лекции. Ноябрь 1.Производственное совещание 2.Индивидуальные консультации педагогов Март- Апрель 1.Оценка сформированности. УУД обучающихся 1,4 –х классов 2.Сообщение результатов на педконсилиуме. Сообщение результатов родителям, консультаци и

Коррекционно - развивающая работа с обучающимися. Рекомендуемые программы: 1.Битянова Р. М. «Адаптация ребенка к школе: Диагностика, коррекция, психологическая поодержка». 2. Кривцова С.В. Обучение жизненным навыкам. Уроки психологии. 3. Хухлаева О.В.Тропинка к своему Я. 4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. 5.Индивидуальные коррекционные программы.

Рекомендуемая литература: 1.Асмолов.А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя.. -М.: Просвещение Димидова М.Ю, С.В. Иванов, О.А. Корбанова. Оценка планируемых результатов в начальной школе. -М.: Просвещение Кривцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе.- М., 4.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого – педагогические основы развивающего обучения Д.Б.Эльконин. – В.В. Давыдов –М., Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Проект программы психологического сопровождения УУД. Лушпаева И.И, Гильманова Ю.Б