Работу выполнила учитель Мараева Т.Е. Гимназия 19, г. Казани
Урок литературы 8 класс
Цели и задачи урока Глобальная, значимая концепция: внутренняя связь с прошлым и настоящим родного края как необходимость в духовном развитии личности. Сферы интеграции: история, музыка, живопись, графика. Сферы взаимодействия с окружающим миром: служение обществу. Мотивационный вопрос: согласны ли вы с утверждением о том, что понятие «патриотизм» - «немодно» в наше время? Что учащиеся возьмут с собой в жизнь: умение делать правильный выбор.
Биография Рубцова Изранена судьба, очаг испепелен…
Биография Рубцова Н.М.Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине,недалеко от Архангельска.В начале Отечественной войны семья переехала в Тотемский край. Война разрушила все.Некогда большая и дружная семья распалась.В 1942 году уходит на фронт отец,через месяц умирает мать. Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая не дает проходу. Я смутно помню утро похорон И за окошком скудную природу.
Никольский детдом.
Биография Рубцова Шестилетнего Колю отправляют в Никольский детдом Тотемского района.Село Никольское среди диких лесов и болот стало его малой родиной. Окончив семилетку, отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум. Мечтал о море. Четыре года служил на флоте, где начал печататься во флотских газетах. В Литинститут пришел с немалым багажом жизненных впечатлений. С 1967 по 1970 год были изданы сборники стихов «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», готовится к изданию сборник «Зеленые цветы», вышедший в свет уже после гибели поэта.
Биография Рубцова Жизнь поэта была неустроенной. В целом ряде стихотворений звучит предчувствие близкой смерти: Я умру в крещенские морозы. Я умру,когда трещат березы… В морозную крещенскую ночь, 19 января 1971 года, Н.Рубцов был убит. Ему исполнилось только 35 лет.
Могила поэта
Биография Рубцова Именем Рубцова названа улица в Вологде. В родном его городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На его надгробии начертана знаменитая строка из его стихотворения: Россия, Русь! Храни себя, храни!
Памятник в Тотьме
Анализ стихотворения «Тихая моя родина» «Тихая моя родина». 1.Каково первое впечатление после чтения стихотворения? 2.Как надо читать стихотворение и почему? 3.Как откликается первая строчка во всем стихотворении? 4.Выделите приметы времени в стихотворении. 5.Какова роль указательных местоимений в тексте стихотворения? 6.С кем происходит диалог поэта в стихотворении? 7.Что общего между рассказом В.Белова «На родине» и стихотворением Н.Рубцова «Тихая моя родина»?
7.Что общего между рассказом В.Белова «На родине» и стихотворением Н.Рубцова «Тихая моя родина»? Тихая моя родина, ты всё так же … врачуешь душу своей зелёной тишиной. В. Белов «На родине»
Стихотворение «В горнице»
Лодка на речной мели скоро догниёт совсем…
Анализ стихов «По вечерам», «Привет, Россия» Что говорит поэт и прошлом России? Что скрывается за словами отгоревала, отликовала, отошла? В чем выражается любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в сердце? Какие литературные приемы использует автор для выражения своего чувства?
Анализ Стихотворения «В горнице» 1.Какое слово вносит в стихотворение трагическую ноту? 2.Что за горница возникает в стихотворении? 3. Чем она освещена? 4.Какие символы есть в стихотворении? 5.Как читаются эти стихи? 6.Что такое элегия?
О, сельские виды! О дивное счастье родиться В лучах, словно ангел, под куполом синих небес!
Диалог художественных миров. (Работа над пейзажем в стихах Н.Рубцова.) 1.Много ли цветовых деталей в стихах Р.Рубцова? 2.Найдите эпитеты цвета. 3.Чего больше в стихах Р.Рубцова цвета или света? 4.Что можно сравнить со стихами Н.Рубцова: графику или цветовую живопись?
Что можно сравнить со стихами Н.Рубцова: графику или цветовую живопись? Графика
Живопись
Взбегу на холм и упаду в траву…
Д.С.Лихачев «Письма о добром» Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное… К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовью к родным местам… Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, страну, свою культуру и язык совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.