Концепция воспитательной системы
Воспитательная система класса. Воспитательная система – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создает);деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений интегрирующих субъектов в некую общность ;среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Так определяют это понятие создатели теории воспитательных систем-( Л.И.Новикова, В.А.Караковский,Н.Л.Селиванова)
Главными функциями воспитательной системы являются: интегрирующая ( приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая(обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании). Система воспитательной работы - системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, индивидуальных бесед со школьниками, адекватных поставленной цели. В массовой практике она, как правило, означает организацию воспитательной работы, со школьниками во внеурочное время[с14-17ч]
Структура воспитательной системы Компоненты воспитательной системы класса. 1.Индивидуально-групповой; 2.Ценносно-ориентационный; 3.Функциально-деятельностный; 4.Пространственно-временной; 5.Диагностико-результативный[с17ч-18ч]
Индивидуально-групповой компонент состоит из элементов: Классный руководитель. Учащиеся класса, Родители учащихся. Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Цели и задачи воспитания. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Ценностно- ориентационный компонент
Функционально- деятельностный компонент Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. Основные функции воспитательной системы. Педагогическое обеспечение самоуправление, жизнедеятельности классного общества. Эмоционально- психологическая, духовно- нравственная и предметно- материальная среда. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Этапы становления и развития воспитательной системы. Пространственно- временной компонент:
Диагностико-аналитический компонент: Критерии эффективности воспитательной системы; Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы; Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Технология моделирования воспитательной системы. 1.Изучение учащихся класса, отношений, общение и деятельности в классном коллективе; 2.Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; 3.Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребёнка.
Формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса отражены в следующей таблице Основные направления деятельности Задачи деятельностиСредства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общение и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффективность учебно- воспитательного процесса. 1.Анкетирование, играПутешествие по морю любимых знаний, методикаЦветик-семицветик, развивающая анкетаТвои увлечения,методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2.Мастерская общенияДавайте познакомимся!, альбом- эстафетаНаш класс, классный час Погружение в мир своего Я, игра Расскажи мне обо мне, методикаДетское стихотворение. 3.Изученние сформированности коллектива по методикамКакой у нас коллектив(А.Н.Лотушин), Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!, состояние межличностных отношений с помощью игрЛидер иКиностудия, социометрических методов, конкурса рисунковЯ в моем классе. 4.Смотр сочиненийМоя семья, огонек Мы и наши дети, беседаМоя семья –чудесное место для жизни, коллективное творческое дело Мир интересов моей семьи. 5.Тесты Н.Е.Щурковой Размышляем о жизненном опыте, А.А.Андреева Удовлетворенность учащихся школьной жизнью, Е.Н.Стапанова Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельно сти классного сообщества 1.Сформирование образа класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системы школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формирования классного коллектива. 1.Организационно-деятельностная играРазвитие личности младшего школьника, классный часПортрет лицеиста, ролевая играПланета друзей, коллективное творческое делоЭкологическая тропа класса, играПриходи к нам в будущие, конкур идей и проектов учащихся Класс, в котором я хотел бы учиться. 2.ИграЕсть корабль, где все капитаны, вечерМир моих увлечений, родительское собраниеШкола+семья+дети=?, творческое дело Устав класса, конкурс Герб класса, выпуск стенной газетыМой класс сегодня и завтра Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. 1.Праздник именинников, вылазка на природу, культпоходы и экскурсии, играУзнай свой поручение, коллективное творческое дело В нашем классе день рождения, игра –путешествие по семейным островам. 2.Разговор при свечах, Арбузник,Волшебный стул и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е.Щурковой в книгеСобранье пестрых дел.
План работы по моделированию воспитательной системы класса. Направление работы по моделированию воспитательной системы 1.Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива 2.Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 3.Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса деятельность по моделированию воспитательной системы класса СентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
Концепция воспитательной системы класса
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива 1. Общее сведение о классе. Как долго существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Особенности классного руководства и отношение учащихся к классному руководителю. 2.Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути методы вовлечение их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе. Критика и самокритика в коллективе. 3. Характер общение учащихся в группе. Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. 4.Позновательный потенциал и познавательная активность учащихся. Внимание учащихся на уроке при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным внимание. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти, а так же учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда. 5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся. Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и не стандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности.[с14ч по17ч]
Цель и задачи воспитательной системы класса Цели воспитательной системы Для воспитателя управление процессом развития личности; взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Для учащихся: формирование коммуникативных навыков; самореализация формирование Я-концепции Для родителей: научение социальным навыкам; адаптация к социуму. Для школы включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества. Воспитание – это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего- навсего самим стать такими. Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Позволь мне сделать – я пойму. Уважение детского незнания.
Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса: Учение Цель: развитие познавательной активности. Задачи формирование потребностей и самообразовании; развитие умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности мышления. Формы реализации олимпиады по предметам; тематические КВНы брейн-ринги; викторины; мозговые штурмы.
Творчество Цель: Развитие творческой активности. Задачи выявление и развитие индивидуальных способностей развитие умений и навыков в творческой деятельности развитие творческого воображения. Формы реализации конкурсы выставки концерты уроки творчества театральные постановки вечера акции и проекты посещение театров, музеев, выставок.
Здоровье Цель: формирования потребностей. Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни; Обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурунием. Формы реализации: лекции и беседы конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни спортивные соревнования диспуты ролевые игры.
Общение Цель: развитие умений и навыков в сфере общения. Задачи развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. развитию способности к самопознанию, самоанализу. обучение коммуникативным навыкам. Формы реализации тренинги общения ролевые игры Вечера отдыха дискотеки встречи с интересными людьми экскурсии, походы, совместный отдых на природе. КТД
Коллектив Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановке в классе. Задачи: развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов. Формы реализации тренинги общения ролевые игры вечера отдыха экскурсии, походы, совместный отдых на природе. КТД КВН акции и проекты посещение театров, музеев, выставок.
Критерии эффективности воспитательной системы класса. воспитанность учащихся защищенность и комфортность ребенка в классе удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе сформированность классного коллектива репутация класса проявление индивидуальности классной общности сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника. развитость креативных способностей учащихся.
Используемые воспитательные технологии личностно-ориентированные; здоровьесберегающие; иформационно-коммуникативные; игровые технологии; технология критического мышления; педагогика сотрудничества; технология проведения коллективных творческих дел и др.
Органиграмма воспитательной системы класса Виды и формы воспитывающей деятельности: Классные собрания Классные часы: Лекция Беседа Час общения Ролевые игры Диспуты Мозговой штурм Урок творчества Мероприятия: КТД Конкурсы, КВН Викторины Экскурсии Походы Вечера Акции, проекты Диагностика: Исследование особенностей личности: Общие сведения Способности Самооценка Темперамент Уровень воспитанности Исследование межличностных отношений: Социально- психолгиченский климат в классе Социометрия Работа с родителями Направление воспитательной работы: Коллектив Общение Здоровье Творчество Учение