Муниципальные образовательные системы в стратегии развития национальной системы образования Д.А.Метелкин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Особенности положения муниципальной системы образования Размывание «административной вертикали»; Большая самостоятельность: в кадровой политике, формировании собственных программ развития, в управлении развития сетью учреждений; Отсутствие унифицированных моделей управления муниципальной системой образования; Низкий уровень культуры управления - «Кадровый голод»
Этапы формирования муниципальной стратегии модернизации Ориентация (маркировка) пространства развития Разработка стратегии развития Реализация стратегии развития
Инструментарий оценки эффективности и результативности муниципальных систем образования – способ ориентации (маркирования) пространства развития на основе данных, предоставленных муниципальными органами управления образованием, данных электронного мониторинга «Наша новая школа» а также базы данных ЕГЭ ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования Новосибирской области».
Результативность муниципальных образовательных систем Качество среднего (полного) общего образования: доля выпускников, не получивших аттестат, средний балл ЕГЭ по обязательным предметам, доля участников ЕГЭ, сдавших хотя бы один экзамен с результатом 70 и более баллов, равенство доступа к образованию Доступность дошкольного и дополнительного образования: дошкольного образования, дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования, дополнительного образования в ОУ, доля школьников, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования Социализация детей и молодёжи: доля преступлений, совершённых несовершеннолетними и при их соучастии Удовлетворённость населения качеством образования: дошкольного, общего, дополнительного
Результативность рассчитывается как среднее арифметическое между отдельными показателями. Отдельные показатели оцениваются на основе многомерных средних скорректированных значений, входящих в них составляющих. Каждому показателю присвоен весовой коэффициент в зависимости от его значимости, полноты и достоверности: Качество среднего (полного) общего образования – 40% Доступность дошкольного и дополнительного образования – 30% Социализация детей и молодёжи – 20% Удовлетворённость населения качеством образования – 10%
На основе рассчитанных показателей результативности муниципальных образовательных систем можно получить «портреты» МР. Портрет МР позволяет выявить сильные и слабые стороны муниципальной образовательной системы путём сравнения показателей района со средними по НСО. На графиках для примера представлены портреты двух МР области.
Группировка муниципалитетов по результативности РезультативностьВысокаяМО…..СредняяМО….НизкаяМО….
Эффективность муниципальных образовательных систем предполагает соотнесение результатов и затрат на образование (расходов бюджета на одного обучающегося). При этом осуществляется приведение затрат на образование к сопоставимому виду с учётом условий функционирования территориальных образовательных систем. Для корректировки затрат использовалась доля обучающихся, проживающих в сельской местности. Для этого была определена зависимость между расходами на образование и долей обучающихся, проживающих в сельской местности. Эффективность муниципальных образовательным систем рассчитывалась как произведение результативности и величины, обратной отклонению фактических расходов от приведённых.
Сравнение эффективности и результативности МР
Группировка МР по результативности и затратам на образование Активные Лидеры ОтстающиеПроблемные