Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 г.Павлово Семья как социокультурная среда развития ребенка
«Родители должны быть такие, какими они хотят видеть своих детей- не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни» Царица Александра Федоровна
Права и обязанности родителей определены: Конституция Российской Федерации (статьи 38,43) Семейный кодекс РФ (глава 12) Закон РФ «Об образовании» (статьи 17,18,19,52)
«Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавали ее общество. Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание» Н.Ф. Шелгунов
Среда и ее роль в формировании личности
Макросреда и макрофакторы. Космос, планеты, эпоха, уровень научно технического прогресса, демографическая ситуация; Государство: социально-экономическая система, общественная психология, общественное сознание (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)
Мезосреда и мезофакторы. Природно-географические условия, национально-культурные и религиозные нормы и традиции, местожительство, социальная группа, культурно- образовательная среда, средства массовой коммуникации.
Диагностика «Самый любимый человек» Член семьитестрисунок мама61%53,2% отец13%18% Сестра, брат18%23% Бабушка, дедушка7%5% Дяди, тёти, соседи1%0,8%
Микросреда и микрофакторы Непосредственное окружение человека: Семья трудовые, учебные и другие коллективы и группы, друзья, материально-бытовые условия.
ребенок Микросреда Мезосреда Макросреда
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в современной жизнедеятельности которой реализуются следующие функции:
Функции современной семьи: репродуктивная - рождение детей;репродуктивная - рождение детей; хозяйственно-экономическая;хозяйственно-экономическая; воспитательная;воспитательная; нравственно-психологического обеспечения;нравственно-психологического обеспечения; коммуникативная;коммуникативная; рекреативная (организация досуга)рекреативная (организация досуга)
Специфика формирующего влияния семьи. Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека. Дифференцированно семья влияет на детей разного пола. Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами.
Факторы обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий. Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности. Взаимная направленность формирующих воздействий. Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, психического состояния, потребностей и интересов. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.
«Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей!» Н.И. Новиков
Игра «Закончи предложение» Ребенка постоянно критикуют, он учиться… Ребёнок живет во вражде, он учиться… Ребёнок живет в упреках, он учиться… Ребёнка хвалят, он учиться… Ребёнок растет в честности, он учиться… Живет в понимании и дружбе, он учиться…