Мониторинг школьной жизни Социально-психологический аспект
Психологическая диагностика и коррекция осуществляется в классах. Основная задача психодиагностики выявление психологической готовности каждого ребенка и пути его последующей адаптации. Таким образом, психодиагностика показывает, на каком из этапов школьной жизни ребенок не смог самостоятельно справиться с возникшими проблемами. Выявленные проблемы дают возможность понять, в каком направлении проводить коррекцию и с кем: с классом или с конкретным учеником.
Критериями успешности подготовки ребенка к прохождению кризисных этапов и адаптированности после его прохождения нами принято считать психологический комфорт, положительную мотивацию и успешность обучения.
Кроме этого, на каждом из этапов есть свой критерий по его показателям можно судить об адаптивности ребенка в данный кризисно значимый момент.
В первом классе это произвольность познавательных процессов и поведения; (тестирование будущих первоклассников – готовность к школе, диагностика познавательной сферы) в 4-м и 5-м классах развитость абстрактного мышления, интересы и адекватная самооценка; положительный статус в классе и отсутствие проблем в общении(интересы, социометрия, развитие коммуникативных навыков, преемственность между младшим и средним звеном, проведение консилиума)
в 6–7-8 -м классах; уровень тревожности, личностные особенности,( диагностика тревожности, личностных особенностей), определенность в выборе дальнейшего жизненного пути в 9–11-м классах (выбор профиля, изучение профессиональных интересов и предпочтений, личностные особенности)
Психологический мониторинг позволяет классным руководителям увидеть психологические проблемы своих подопечных, скорректировать воспитательный план и учесть индивидуальные особенности при организации воспитательного воздействия.
На этапе анализа результатов психодиагностики организовано взаимодействие заместителя директора по ВР, социального педагога, которые на психологическом консилиуме разрешают проблемы класса или конкретного ученика.
Родители могут ознакомиться с результатами прохождения их ребенком кризисно значимого момента или подготовки к нему на групповых или индивидуальных встречах, организованных психологом и классным руководителем. Систематическое отслеживание позволяет выявлять и личностные проблемы, а иногда и предотвращать их. Таким образом, мы выявляем проблему, а дальше все зависит от желания классного руководителя, родителя и ребенка принять психологическую помощь.