8 класс Реформы 60 – 70 годов 19 века Учитель : Шведова Ольга Васильевна
1. Земельная реформа – 1861 г. 2. Судебная реформа – 1864 г. 3. Земская реформа – 1864 г. 4. Образовательная реформа – 1864 г. 5. Городская реформа – 1870 г. 6. Военная реформа – 1874 г.
Задание рабочим группам : Оптимисты – доказать, что реформы закладывали основы правового государства и гражданского общества. Пессимисты – доказать, что реформы, проводимые « сверху » приводят общество к еще большему расколу. Аналитики – доказать, что реформы 60 – 70 гг. 19 века были объективной необходимостью.
Из основных положений крестьянской реформы : … крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, были объявлены юридически свободными и получали общегражданские права. При освобождении они наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Согласно реформе, крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Они могли получить ее и бесплатно, но лишь четверть определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещика.
Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Суды проходили открыто, в присутствии публики. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора – представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей.
Новый суд стал строиться на принципах буржуазного права : равенство всех сословий перед законом ; гласности суда ; независимости судей ; состязательности обвинения и защиты ; несменяемости судей и следователей ; выборности некоторых судебных органов.
Апелляционной инстанцией была судебная палата, но она рассматривала споры и не могла пересмотреть решения присяжных. Судебная палата рассматривала так же дела о должностных преступлениях высокопоставленных чиновников. Высшей судебной инстанцией оставался Сенат. Царь не мог изменить приговор. Он мог только помиловать.
В 1864 г. было введено « Положение о земских учреждениях ». В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления - земства. Депутатов избирали по 3 куриям – землевладельцы, городские избиратели, сельские общества. В 1 и 2 куриях выборы проводились на основе имущественного ценза, а в 3 они были многоступенчатыми.
Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. Земства ведали строительством дорог, содержанием больниц, школ и т. д. Для этого вводился специальный налог. Хотя земства формировались по сословному признаку, они улучшили положение народа и стали центрами либеральной оппозиции.
Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения
Реформа образования затронула все три ступени. В положении о начальных народных училищах говорилось о разрешении открывать их как общественными организациями, так и частными лицами. Срок обучения 3 года. Реформа среднего образования делила училища на классически е и реальные ( срок обучения 7-8 лет ).
Из реальных гимназий можно было поступать лишь в технические ВУЗы. За обучение взималась плата. Были созданы женские гимназии ( без права поступать в ВУЗ ).
Городская реформа вводила всесословные органы самоуправления – городские думы. Руководил всей работой городской голова. Губернатор и Министерство внутренних дел могли наложить запрет на любое решение Думы. Финансирование Думы осуществлялось за счет специального налога.
В ведение городского управления входили заботы о благоустройстве города, развитии торговли, просвещении, медицине, борьба с пожарами, содержание полиции, тюрем, городское налогообложение.
Городская реформа раскрепощения российского общества способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
Военная реформа была проведена по инициативе военного министра Д. А. Милютина. Рекрутский набор заменялся всеобщей воинской повинностью с 20- летнего возраста. Служба в армии продолжалась 6 лет, на флоте -7, затем запас – в армии 9 лет, на флоте – 3 года. Для лиц, получивших образование срок службы сокращался ( высшее 6 месяцев, начальное – 4 года ).
В армии отменялись телесные наказания, улучшался быт и обучение солдат. Подготовка кадров осуществлялась в юнкерских училищах и академиях. На вооружение поступили нарезное оружие и винтовки Бердана. Были введены новые уставы.
Время быстро пролетело, Обсуждали мы проблему. Подводить пора итог, Всем спасибо за урок !