Джишкариани Тамара Джарназиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ШГПУ». ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» кафедра общей педагогики «Совершенствование педагога – «скорая помощь» детям»
Причины, порождающие негативную социокультурную ситуацию в настоящее время среди молодежи разрушение системы культурных ценностей и традиционных моральных принципов; активное навязывание нашему обществу через СМИ чуждого ему типа духовной культуры, основанной на бездуховности, насилии, пошлости, в том числе и сектантского толка; недооценка роли воспитательных систем в духовно- нравственном воспитания школьников в образовательных учреждениях; отсутствие специального учебного курса из области духовности и нравственности в общеобразовательном учреждении; использование не в полной мере современными педагогами богатейшего опыта русской классической педагогики, в которых заложен огромный воспитательный потенциал духовно-нравственного формирования личности.
Согласно Концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках ФГОС Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В Концепции национальный идеал трактуется следующим образом : «Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
I. Педагогическая сущность и взаимосвязь понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»
« Духовность», «духовный» в толковом словаре В. Даля трактуется как «все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека». Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
– представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности.
Проявление духовности и нравственности Кившенко А.Д. Картина. Преподобный Сергий благословляет Д. Донского М.Н. Соколова. Преподобный Сергий Радонежский
Цель духовно-нравственного воспитания – духовное обновление ребенка. Главная задача для педагога: научить ребенка любить
Качества души ребенка (идеала), которые определяют его поступки: благодарность; целомудрие; личная ответственность; стремление и навыки оказания помощи; послушание; сострадание; умение просить прощение и прощать; благожелательность ко всем людям; патриотизм - любовь к Родине. Обобщением вышеперечисленных качеств, является проявление любви.
Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы. Качество души: личная ответственность.
Н.П. Богданов-Бельский. Горе. Качество души: сострадание.
Н.П. Богданов-Бельский. У больного учителя. Качество души: сострадание; благожелательность.
Н.П. Богданов-Бельский. Виртуоз. Качество души: благожелательность.
Н.П. Богданов- Бельский. В церкви. Качество души: благодарность; личная ответственность; целомудрие; благожелательность ко всем людям. …
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Педагогические механизмы в школьной воспитательной системе по духовно-нравственному воспитанию учащихся Организация факультативов по нравственной тематике (например, курса «Основы религиозных культур и светской этики»). Проведение классных часов по духовно-нравственному воспитанию детей («Часы нравственности»); чтений и дискуссий по нравственной тематике и т.д.
Педагогические механизмы в школьной воспитательной системе по духовно-нравственному воспитанию учащихся Планирование мероприятий совместно с учащимися. Часы общения, праздники, игры, экскурсии по духовно- культурным историческим центрам страны, края, города. Шефская работа школьников. Уход за могилами предков. Встреча и беседа с представителями традиционных конфессиональных организаций. Подготовка и участие учащихся в Всероссийских олимпиадах духовно-нравственной направленности.
Педагогические механизмы в школьной воспитательной системе по духовно-нравственному воспитанию учащихся Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное становление детей. Родительские собрания, консультации, беседы. Организация и проведение совместного досуга детей и родителей.
III. Педагогическое сотрудничество Социальных институтов
« У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным ». / К. Д. Ушинский /
Джишкариани Тамара Джарназиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ШГПУ» ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» кафедра общей педагогики Осин Алексей Константинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ШГПУ» «Ничто так человека не учит, как опыт – сотрудничайте с нами!» «Совершенствование педагога – «скорая помощь» детям»