Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Вострикова Елена Александровна Тема1.1: Список требований к ИОС начального образования (Заочно) Самостоятельная работа 1 Курсы АПК и ППРО
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Требования к результатам освоения основных образовательных программ Эффективное использование современных образовательных технологий Первый показатель – перечень современных образовательных технологий, обеспеченных имеющимися в школе методическими разработками. Второй показатель – доля учителей, владеющих современными образовательными технологиями и применяющими их на практике. Третий показатель – доля уроков (на каждой ступени образования, по предмету), на которых применяются современные образовательные технологии. Четвертый показатель – число учащихся на 1 компьютер. Пятый показатель – доля уроков (по каждой ступени обучения, предмету), на которых используются ИКТ. Шестой показатель – число классов, в которых реализуются надпредметные программы, разработанные для определенного класса или параллели. Седьмой показатель – число надпредметных программ (каких), реализуемых в школе в разных параллелях. 2Москва, 2011
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО КОНЦЕПЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫЕ ПО ПРЕДМЕТАМ И БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ: - НАЧАЛЬНОЕ - ОСНОВНОЕ - СРЕДНЕЕ Дронов Виктор Павлович
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы на них. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Личностные универсальные учебные действия : умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные универсальные учебные действия целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные универсальные учебные действия общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра.
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности в начальной школе При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; создание простых гипермедиасообщений; построение простейших моделей объектов и процессов. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются: обмен гипермедиасообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Подпрограмма формирования ИКТ- компетентности включает следующие разделы. Знакомство со средствами ИКТ Запись, фиксация информации. Создание текстов с помощью компьютера. Создание графических сообщений. Редактирование сообщений Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся Создание структурированных сообщений. Представление и обработка данных. Поиск информации.
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Информационная среда начальной школы Два вектора формирования ИКТ компетентности детей в начальной школе: 1) обучение информатике и 2) процесс информатизации начального обучения.
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ДОСТИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (С.26) Краткий обзор существующих подходов к организации учебного процесса показывает возможности их интеграции на базе ряда апробированных педагогических технологий, доказавших свою педагогическую эффективность. К числу таких базовых технологий могут быть отнесены технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, технологии, основанные на создании учебных ситуаций, технологии, основанные на реализации проектной деятельности. Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при использовании информационных технологий обучения.
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Информационная среда начальной школы АРМ учителя Компьютерная лаборатория АРМ учащихся Творческие мастерские ЦОР
Вострикова Е.А., МАОУ ДПО ИПК Новокузнецк Москва, 2011 Выводы: Информационная среда начальной школы должна обеспечивать интеграцию педагогических технологий и ИКТ Внеурочная (досуговая) деятельность диктует свои требования к информационной среде начальной школы: вариативность, доступность, безопасность, эргономичность и др.