Технология организации групповой работы в начальной школе Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман
Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Принципы групповой работы Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся Учитывать особенности состава группы Составлять задания исключительно для совместного поиска решения Распределять роли между участниками группы Организовывать коммуникацию в группе и между группами Анализировать способ деятельности
Варианты комплектования групп
Виды групповой работы Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Мозаичная группа Прием «Зигзаг»
Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы Делаются сообщения от каждой группы Мозговой штурм Виды групповой работы
Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра «Продолжи»
Виды групповой работы Охота за сокровищами 1. Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления 2. Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу
Виды групповой работы Снежный ком
Виды групповой работы Пазлы
Виды групповой работы Группа работает над своей темой Встреча экспертов Возврат в свои группы Прием «Зигзаг»
Поведение учителя во время групповой работы Учитель может: Контролировать Организовывать Оценивать работу Участвовать в работе группы Предлагать участникам разные варианты решений Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
Принципы выбора заданий для групповой работы
Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Критерии эффективности групповой работы 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока 2. Целеполагание (цель групповой работы): 3. Содержание групповой работы 4. Организация рефлексии групповой работы
Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более минут в I – II классах, не более минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа , 10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000