Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок Послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Александр Асмолов
Формула экономического и социального успеха России - пять «И» Институты Инвестиции Инфраструктура Инновации Интеллект Ценностные ориентиры образовательной политики в Послании Президента РФ
«...система образования... образует личность, формирует... образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации…» Миссия Образования как института социализации
Целевые установки развития образования приоритет школьного образования как одного из определяющих и самых длительных этапов в жизни каждого человека, обеспечивающего как индивидуальный успех личности, так и долгосрочное развитие всей страны соответствие школьного образования целям опережающего развития общества подготовка образовательной инициативы «Наша новая школа»
Целевые установки развития образования (2) разработка нового поколения стандартов школьного образования как условия раскрытия индивидуальных способностей детей в высокотехнологичном конкурентном мире создание системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Целевые установки развития образования (3) разработка системы материальных и моральных стимулов поддержки авторитета личности учителя в обществе, пополнения школ новым поколением учителей (в том числе за счет профессионалов, не имеющих педагогического образования), сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации превращение школы в социальный институт не только обязательного образования, но и самоподготовки
Целевые установки развития образования (4) создание новых норм проектирования школьных зданий, обеспечивающих психологическую и физическую комфортность личности учащихся приоритет здорового образа жизни, индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья детей в процессе обучения
Эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества консолидация общества в условиях роста его разнообразия; повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества; формирование гражданской идентичности личности; взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; конкурентоспособность личности, общества и государства.
Риски недооценки социальных и ментальных эффектов модернизации образования недооценка образования как одного из ведущих институтов социализации подрастающего поколения, находящегося в отношениях конкуренции и/или партнерства с другими институтами социализации: семья, культура, СМИ, религия недооценка роли образования в решении проблем российского общества: формирование среднего класса, обеспечение социальной стабильности общества, усиление миграционных процессов, социальное сиротство, демографические изменения, возникновение различных социальных конфликтов и др.
Риски недооценки социальных и ментальных эффектов модернизации образования (2) недооценка взаимоотношений образования со средствами массовой коммуникации и различными конфессиями в процессе социализации подрастающих поколений. недооценка принципа избыточности образования по отношению к сиюминутным запросам рынков труда и занятости недооценка роли связи образования с различными современными рынками: рынок технологий, рынок компетенций, рынок притязаний подростков и молодежи, рынок родительских ожиданий и амбиций, рынок ожиданий и притязаний национальных и региональных элит
Барьеры на пути социокультурной модернизации в системе высшего профессионального образования преобладание реактивной стратегии и установки на выживание ВУЗов над установкой на стратегическое планирование и развитие слабая связь с рынками технологий, компетенций, социальных услуг, рынками труда и занятости тенденция к самозамыканию при подборе молодых профессиональных кадров («кадровая политика самоопыления») тенденция к преобладанию традиционных форм обучения над инновационными
Барьеры на пути социокультурной модернизации в системе высшего профессионального образования(2) ориентация на рынок родительских притязаний и амбиций, как средство жизни ВУЗа без изменений в изменяющимся мире тенденция к дистанцированию от социально-экономических программ регионального и федерального развития
Реализация миссии образования как ведущей социальной деятельности общества Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России
Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте проектирования стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.)
Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте проектирования стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека (2) Совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.)
Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте проектирования стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека (3) Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.)
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые набором программ по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире гражданский патриотизм установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой Родины»
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие осознание своей сопричастности к судьбам человечества установка на владение универсальными способами познания мира
Осуществление задачи формирования гражданской идентичности в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам осознанию учащимися себя гражданами России укреплению российской государственности росту конкурентоспособности российского общества уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и (или) региональным параметрам
Основные направления реализации установок социокультурной модернизации образования разработка стратегии развития образования как ведущей социальной деятельности общества и механизмов ее реализации в государственных программах, фокусом которых является образовательное пространство как социальная сеть, включающая образование наряду с другими институтами социализации (семья, СМИ, религия, социально-экономические институты) создание и внедрение национальной системы психолого- педагогической диагностики одаренных детей и их сопровождение на протяжении личной и профессиональной карьеры
Основные направления реализации установок социокультурной модернизации образования (2) разработка программ компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе
Основные направления реализации установок социокультурной модернизации образования (3) развитие «компетентности к обновлению компетенций» как цели образования и ключевого условия роста конкурентноспособности личности, общества и государства разработка нового поколения стандартов образования с позиции ситемно-деятельностного подхода как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства повышение мобильности, доступности и качества образования как условия роста социально-экономического статуса в современном обществе, достижения личного и профессионального успеха
Благодарю за внимание Научно-практическая конференция «Модернизация педагогического образования в Московской области» Москва, ГОУ «Педагогическая академия», 2008г.