ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ШКОЛЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ПАРАМЕТРЫ ОПРОСА телефонное анкетирование простой случайный выбор 700 респондентов Методика 19 регионов, в которых проводилась апробация родители пятиклассников, изучающих ОРКСЭ Респоденты конец октября 2010 г. Сроки
ОТНОШЕНИЕ В ЦЕЛОМ Абсолютное большинство (78%) родителей положительно относятся к преподаванию религиозных культур в школе В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ НЕЙТРАЛЬНО? Даже среди неверующих родителей большинство (71%) относятся к преподаванию Курса положительно
I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Родители невысоко оценивают уровень воспитания в современной школе. Изменение системы воспитания в школе – актуальная задача. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПОСТАВЛЕНО ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО? ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ Даже в тех случаях, когда родители говорили о хорошо поставленном воспитании, они говорили о роли конкретного учителя, а не о выстроенной системе
Наименьшим воспитательным потенциалом, по мнению родителей, обладает модуль «Основы светской этики» ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО МОДУЛЯ У ИХ РЕБЕНКА ИЗМЕНИЛОСЬ ПОВЕДЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ И ВЗРОСЛЫМ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ ЗАМЕТИЛИ В СВОИХ ДЕТЯХ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ДЕТЯХ 28% участников опроса заметили изменения в своем ребенке
II. ОБЪЕДИНЯЕТ ИЛИ РАЗЪЕДИНЯЕТ?
РАЗОБЩИЛО ИЛИ НЕТ? По состоянию на сегодняшний день изучение Курса не оказало негативного влияния на сплоченность школьников КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИЗУЧЕНИЕ КУРСА РАЗОБЩИЛО ОДНОКЛАССНИКОВ ВАШЕГО РЕБЕНКА, СДЕЛАЛО ИХ БОЛЕЕ ДРУЖНЫМИ ИЛИ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛО НА СПЛОЧЕННОСТЬ КЛАССА?
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
МОДУЛЬНОСТЬ ИЛИ ЕДИНАЯ ПРОГРАММА Многие респонденты предлагали совместить эти два подхода – одновременно с углубленным изучением одной культуры рассказывать о других. КАКОЙ ИЗ ДВУХ ВАРИАНТОВ ВЫ СЧИТАЕТЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ – ЧТОБЫ ВСЕ ДЕТИ ИЗУЧАЛИ ЕДИНУЮ ПРОГРАММУ, ОСВЕЩАЮЩУЮ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ИЛИ ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ МОДУЛЕЙ? Большинство (57%) участников опроса высказались за возможность выбрать один из модулей
ВЫБОР МОДУЛЯ Выбор зачастую осуществлялся следующим образом: все дети в классе изучали тот модуль, за который проголосовало большинство родителей, выбирали не из 6, а из 2 или 3 модулей. ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ НЕ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБРАТЬ МОДУЛЬ КУРСА Каждый пятый (21%) участник настоящего исследования сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать модуль Курса.
IV. КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ Неудовлетворительную оценку учителям выставили менее 1% респондентов ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ ШКАЛЕ ОЦЕНИТЕ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ Высокая оценка зачастую отражала не уровень реальной подготовки преподавателя ОРКСЭ, а общее отношение к конкретному человеку
УЧЕБНИКИ Многие родители не читали учебник потому, что он недоступен ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, ПРОЧИТАВШИХ УЧЕБНИК, ПО КОТОРОМУ УЧИТСЯ ИХ РЕБЕНОК Большинство (64%) родителей прочитали учебник, по которому учится их ребенок. Таким образом курс ОРКСЭ является образовательным не только для детей, но и для их родителей.
УЧЕБНИКИ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ ШКАЛЕ ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ХОРОШО НАПИСАН УЧЕБНИК ПО МОДУЛЮ, КОТОРЫЙ ИЗУЧАЕТ ВАШ РЕБЕНОК Достаточно часто респонденты, чьи дети изучают светскую этику, говорили, что учебник написан сложным для детей языком Неудовлетворительную оценку учебникам выставили менее 1% респондентов