КОЖАХМЕТОВ А.Б. президент-ректор Международной академии бизнеса КУРЕНКЕЕВА Г.Т. Директор Департамента МВА Международной академии бизнеса Астана, 17 августа 2012 г. ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ РК Круглый стол «Конкурентноспособность бизнес-климата Казахстана»
1. Накопление и практическое применение знаний, определят повышение роли высшего образования; 2. Использование информационных, коммуникационных и инновационных технологий, способствует ускорению производства и применения знаний; 3. Появление конкуренции в высшем образовании между новыми провайдерами в высшем образовании и традиционными вузами, которым ранее принадлежала монополия в этой сфере; 4. Возникновение глобальных рынков продвинутых кадров. Их образование сопровождается ростом международной конкуренции за привлечение персонала и влечет за собой утечку мозговых ресурсов. Дж.Сальми. Построение общества знаний: новые задачи высшего образования в Европе. Всемирный банк. 2 Страна не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. НАЗАРБАЕВ Н.А. 1. Мировые тенденции.
Актуальная модель основана на перспективной роли университета как лидера отношений с бизнесом и государством. Эти отношения строятся для получения новых знаний, инноваций, экономического развития. «Современный университет - это не только учебное заведение, но воспроизводящая и накапливающая знания структура» (Генри Ицковиц ) 3 Вывод: «Университет, который не имеет эффективной системы менеджмента, не может создавать новые знания и управлять ими» 1. Мировые тенденции.
Кризис (вызов): Система образования готовит людей к «уходящей» экономике (увеличивающийся разрыв между качеством образования и ростом требований к компетенциям). Тренды: - Растет массовость образования (переход к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах), - Коммерциализация высшего образования, - Информационная трансформация – новые технологии, - Быстрое старение образования – необходимость обновления знаний каждые 5-7 лет – знания становятся товаром, - Глобализация образования – возможности международного сотрудничества – интеграция образования, - Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. 4 4
Интеграция системы высшего образования РК в международное образовательное пространство; Подписание Казахстаном Болонской Декларации; Соглашение о Сотрудничестве по формированию единого Образовательного пространства СНГ; Реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на годы: Реализация Государственной программы Форсированного индустриально-инновационного развития РК, с экстраполяцией на вопросы кадрового обеспечения - задача для университетов. 5
рост экономики более чем на 1/3, уровень ВВП на душу населения составит около долл. США (9 тыс. долларов США на 2012 год), уровень золотовалютных резервов вырастет в 2,5 раза (33,1 млрд. долларов США), инфляция - 5-8% в год (7,6% в 2012 г.), в рамках Карты индустриализации будет функционировать около 400 проектов третьего уровня технологической сложности, 100 объектов четвертого и пятого уровня технологической сложности - выпуск конечной продукции, доля перерабатывающей отрасли в ВВП увеличится с 12% до 20%, благоприятный фон для развития бизнеса (Doing Business – с 47-го места в первые 30 стран). 6
- Качество высшего образования Казахстана соответствует лучшим мировым практикам в области образования, - Как минимум, два вуза Казахстана включены в рейтинги лучших мировых университетов, - Выпускники отечественных высших учебных заведений востребованы работодателями. Стратегические цели МОН РК к 2020 году - Сокращение количества вузов - к году в Казахстане останется около 100 вузов, - Сокращение количества студентов в 2011 г. на 20% по сравнению с 2005 г. - Развитие системы e-learning, - Развитие академической свободы с внедрением принципов корпоративного менеджмента. 7
1. Усиление конкуренции между ВУЗами, осуществляющими подготовку по экономическим специальностям 2. Сокращение численности студентов по экономическим специальностям. Переориентация абитуриентов на технические специальности. Низкая рождаемость в период годах. Увеличение количества студентов, желающих получить высшее образование за пределами республики. 3. Усиление ориентации абитуриентов на экономические ВУЗы с высокой долей уровня трудоустройства выпускников Программы бакалавриата 8
1. Увеличение количества слушателей MBA. 2. Усиление конкуренции среди казахстанских и иностранных бизнес-школ 1 группа – Казахстанские бизнес-школы и вузы, 2 группа – Российские бизнес-школы, 3 группа – Западные бизнес-школы. 3. Усиление интеграции в мировую систему бизнес-образования Двудипломные программы МВА, Организация выездного модуля в партнерские бизнес- школы, Иностранный ППС, Международные аккредитации. 4. Усиление госрегулирования программ МВА в краткосрочной перспективе, снижение госрегулирования в долгосрочной перспективе. Программы MBA 9
1. Усиление интеграции в международную систему бизнес-образования 2. Создание и развитие казахстанских программ, в том числе на государственном языке 3. Усиление государственного регулирования программ DВА в краткосрочной перспективе, снижение государственного регулирования в долгосрочной перспективе Программы DBA 10
1. Рост количества слушателей программы Ph.D. 2. Усиление конкуренции среди национальных и зарубежных вузов, реализующих программу Ph.D. 3. Дальнейшее развитие международной интеграции, особенно с зарубежными вузами, имеющими аккредитованные программы Ph.D. Программы Ph.D по менеджменту, экономике и финансам 11
1. Многократное увеличение спроса на краткосрочные программы. 2. Усиление ориентации с открытых семинаров на корпоративные. 3. Усиление специализации консалтинговых компаний Спрос будет становиться системным, рынок четко структурируется (консалтинговые компании не смогут развивать все направления сразу и будут вынуждены ориентироваться на нескольких основных услугах). Краткосрочные программы 12
1. Усиление интеграции в мировую систему бизнес-образования. 2. Усиление государственного регулирования бизнес-программ. 3. Сильная конкурентная среда. 4. Увеличение рынка бизнес-образования. 5. Развитие преподавательского состава. 6. Изменение программ. 7. Изменение спроса на программы. 8. Изменение спроса на выпускников бизнес- программ. 13
Отсутствие программ МВА в Национальных университетах, Отсутствие исследований бизнес-образования в РК, Отсутствие стратегии развития бизнес-образования в Казахстане. Отсутствие профессиональных рейтингов бизнес-школ и программ, Плохой отбор слушателей на программы. На программы принимают людей без практического управленческого опыта, Нехватка квалифицированных преподавателей-практиков и преподавателей преподающих на казахском и английском языках, Отсутвие интернационализации ППС (наши преподаватели не преподают за рубежом), Отсутствие международной мобильности слушателей (как казахстанских, так и зарубежных), Отсутствие центров карьеры в бизнес-школах для выпускников MBA, Бизнес-образование не рассматривается как инфраструктурный элемент бизнеса, Отсутствие государственных стандартов бизнес-программ (МВА, DBA) Программам не хватает практической составляющей - отсутствие казахстанских кейсов, Отсутствие государственных образовательных грантов на программы МВА, DBA, Высокая концентрация бизнес-школ (более 80% программ MBA проходят в Алматы) Непрозрачность статистики бизнес-образования, Высокие ставки образовательных кредитов в банках, Отсутствие профессиональных объединений бизнес-школ. 16
Активно участвовать в системном совершенствовании экономического и бизнес-образования в Республике Казахстан, влиять на его законодательную и государственную образовательную политику, Совершенствовать образование в направлении его интернационализации, углублять и развивать сотрудничество с мировыми бизнес-школами, Получить международную аккредитацию (AMBA, AACSB, EQUIS), участвовать в мировых рейтингах, Вовлекать преподавателей в практическую и консалтинговую деятельности, Повышать научный и исследовательский потенциал ППС, Повышать эффективность, качество и квалификацию сотрудников и профессорско-преподавательского состава, Обеспечивать актуальность бизнес образования, регулярно менять программы в связи с изменениями конъюнктуры рынка, Развивать IT-технологии и инновации в образовании, внедрять лучшие мировые практики в области образования, Формировать и привлекать средства в endowment fund. Стать участником профессионального объединения - CAMAN (Центрально-Азиатского фонда развития менеджмента). 17
CAMAN - это международное неправительственное, некоммерческое общественное объединение учреждений образования Центрально-Азиатского региона, создан в апреле 1994 г. участниками международной конференции "Международное сотрудничество в бизнес образовании: мировой опыт и возможности Центральной Азии" Миссия CAMAN. Всемерное содействие формированию и развитию эффективной системы бизнес - образования в Центрально-Азиатском регионе. Цели CAMAN: участие в разработке стратегии развития бизнес-образования в Казахстане; формирование и развитие казахстанского подхода к бизнес-образованию с ориентацией на казахстанского потребителя; обеспечение качества казахстанского бизнес-образования; взаимообмен, взаиморазвитие бизнес-школ; поиск, отбор и распространение новаторских идей, лучшего отечественного и зарубежного опыта в области бизнес-образования; интеграция казахстанского бизнес-образования в мировое сообщество 18
19 Заключение Развитие образования – это не только новые технологии и развитие материально-технической базы, это обновление мышления. Единственное конкурентное преимущество компании будущего – это способность менеджеров учиться быстрее, чем их конкуренты. Питер Сенге Спасибо за внимание!