О стандарте второго поколения
Что такое стандарт?
Стандарт первого поколения Федеральный компонент государственного стандарта 2004 года Под стандартом понимали фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов
Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарт второго поколения) Стандарт будет регулировать содержание образования и планируемые образовательные результаты Стандарт будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно- образовательной среды. Её составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение
Состав проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарт второго поколения)
Содержит следующие группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ к результатам освоения основных общеобразовательных программ к условиям реализации основных общеобразовательных программ
Структура основных общеобразовательных программ будет иметь мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение Базисный учебный план Примерные программы по отдельным учебным предметам Систему оценки учебных достижений обучающихся Характеристику условий реализации образовательного процесса, материально- техническое обеспечение, финансирование, подготовку кадров
Функции стандарта второго поколения связаны с новыми приоритетами образования формирование российской (гражданской) идентичности гуманизация образования и всей школьной деятельности обеспечение сочетаемости российской и передовых зарубежных систем общего образования обеспечение гарантии государства в отношении создания условий реализации основных общеобразовательных программ
Как планируется вводить стандарт? Будут разработаны требования, необходимые для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования В соответствии с требованиями будет проводиться лицензирование ОУ Изменится подготовка педагогических кадров в вузах и в системе повышения квалификации Будут менять систему государственной (итоговой) аттестации. Введут две системы: одну персонализированную, подобную ЕГЭ; другую – в форме мониторинга, ориентированную на массовую оценку деятельности школы
Материал подготовлен по статьям А. А. Кузнецова, вице-президента Российской академии образования, академика и М. В. Рыжакова, директора Института содержания и методов обучения РАО, академика, опубликованных в журнале «Биология в школе» 2, 2009 г. Методист ГОУ ДППО ЦПКС Василеостровского района Санкт-Петербурга Людмила Олеговна Воробьева