Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 г.Павлово Нижегородской области Выступление на педагогическом совете школы на тему : «Влияние семейного воспитания на развитие личности ребёнка» Выступление подготовила: Носова Е.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ 11 г.Павлово
Семья всегда сверхзначима В настоящее время в России насчитывается 50 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. В настоящее время в России насчитывается 50 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. В 4 Б классе – 24 семьи. В 4 Б классе – 24 семьи. Из них: Из них: 21 ребёнок воспитывается в полной семье; 1 ребёнок воспитывается в полной приёмной семье. 2 ребят – в неполных семьях.
Типы семей 1. Благополучные Неблагополучные семьи - 7 Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов – 4; Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов – 4; Педагогически некомпетентные семьи - 3 Педагогически некомпетентные семьи попустительство - несогласованность требований - преобладание отрицательных реакций на поведение
Функции семьи репродуктивная репродуктивная хозяйственно-потребительская хозяйственно-потребительская воспитательная воспитательная рекреативная функция рекреативная функция коммуникативная коммуникативная нравственно-психологического обеспечения нравственно-психологического обеспечения... ?... ?
Что же главное? «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!» Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!» Эти простые и ясные слова А. С. Макаренко звучат актуально и сегодня. Чтобы воспитать хорошего человека, нужен постоянный пример собственного поведения в семье. Эти простые и ясные слова А. С. Макаренко звучат актуально и сегодня. Чтобы воспитать хорошего человека, нужен постоянный пример собственного поведения в семье.
Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой от нравственно-психологического климата. Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно- нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи. Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно- нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Стили семейного воспитания 1.Авторитарный2.Демократический 3.Либерально – попустительский 4.Хаотический5.Опекающий По мнению родителей они меняются на каждом этапе взросления ребёнка, и сочетаются один с другим. По мнению родителей они меняются на каждом этапе взросления ребёнка, и сочетаются один с другим.
Стиль взаимоотношений - сотрудничество Сотрудничество как тип взаимоотношений предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, воспитает настоящую личность. Сотрудничество как тип взаимоотношений предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, воспитает настоящую личность.
Взаимодействие с родителями Выполнение домашнего задания-20чел. Выполнение домашнего задания-20чел. Совместный отдых - 22чел. Совместный отдых - 22чел. Советы в разрешении личных проблем - 20чел. Советы в разрешении личных проблем - 20чел. Разграничение домашних обязанностей - 22ч. Разграничение домашних обязанностей - 22ч. «Привитие» любви к природе, музыке, творчеству, спорту - 18чел. «Привитие» любви к природе, музыке, творчеству, спорту - 18чел.
Что даёт ребёнку полная семья? Родительская любовь - 22чел. Родительская любовь - 22чел. Понимание - 18 чел. Понимание - 18 чел. Забота - 22 чел. Забота - 22 чел. Эмоциональная поддержка - 18чел. Эмоциональная поддержка - 18чел. Участие в жизни – 17чел. Участие в жизни – 17чел.
Главное – культура семьи Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются чьими – то детьми. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности персоналитарная функция семьи. Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются чьими – то детьми. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности персоналитарная функция семьи.
Новая функция семьи в современном мире Персоналитарная (от лат. persona особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная (от лат. persona особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Пожелание История произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»
Спасибо за внимание за внимание