Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012 года) Особенности инструментария для оценки готовности первоклассников к обучению в школе Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО, к.пед.н.
Обсуждаемые вопросы Состав инструментария для оценки готовности к обучению в школе Особенности методик для оценки сформированности познавательной сферы Характеристика инструментария для оценки индивидуально-личностных особенностей учащихся Особенности инструментария для оценки факторов, связанных с семьями учащихся Особенности инструментария для сбора данных о состоянии здоровья учащихся
Показатели готовности к обучению в начальной школе -Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка) -Индивидуально-личностные особенности ребенка -Семья как ресурс адаптации первоклассника -Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -Здоровье ученика
Методики для оценки сформированности познавательной сферы 1.Тест «Рисунок человека» 2.Тест «Графический диктант» 3.Тест «Образец и правило» 4.Тест «Первая буква» 5.Анализ данных анкетирования о навыках чтения, письма, счета
Рисунок человека
Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Рисунок человека»
Число первоклассников, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения методики «Рисунок человека»
Графический диктант
Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Графический диктант»
Число первоклассников, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения методики «Графический диктант»
Образец и правила
Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Образец и правило»
Число первоклассников, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения методики «Образец и правило»
Первая буква
Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Первая буква»
Тест отношений к школе «Домики»
Индивидуально-личностные особенности ребенка Мотивация Усвоение норм поведения в школе Успешность функционирования в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Тревожность Эмоциональное благополучие
Описание шкалы «Мотивация» в рамках показателя «Индивидуально-личностные особенности учащегося в 1 классе 1 класс Карта первоклассника 1.Хочет учиться; 2.Активен на уроке. Анкета для родителей 1.Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу; 2.В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: «С охотой», «Без особого желания, но спокойно», «Капризничает», «Просит оставить дома», «Наотрез отказывается».
Карта первоклассника
Анкета для родителей
Анкета для родителей (продолжение)
Семья как ресурс адаптации первоклассников Подготовка к школе в семье Установки родителей по отношению к школьному обучению Условия ребенка для обучения Помощь ребенку в обучении
Цена адаптации ребенка к школе Интегральный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжение ребенка и ухудшение его здоровья.
Индивидуальные особенности здоровья ребенка Наличие диагнозов отдельных заболеваний Группа здоровья Физкультурная группа Взаимодействие со сверстниками Возрастное соответствие массы тема и роста
Анкета для учителя
Вопросы и комментарии Ковалева Галина Сергеевна Тел./факс: (499) cайт: centeroko.ru