1 Современные направления развития образования Образовательная система «Школа 2100»
2 ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА? ЧЕМ «СЕГОДНЯ» НЕ ПОХОЖЕ НА «ВЧЕРА»? НОВОЕ ОБЩЕСТВО «С 1990-х гг. ситуация постоянно меняется!» НОВЫЕ ГОС.СТАНДАРТЫ «ориентация не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности» НОВЫЙ ЗАКАЗ РОДИТЕЛЕЙ «Школа учит не тому, что нужно в жизни!!» «В детей впихивают набор знаний, вместо того, чтобы учить общаться, самостоятельно принимать решения, добывать знания и т.д.»
3 На какие вопросы должна дать ответ каждая система? Зачем учить (цель)? Чему учить (содержание)? Как учить (технологии)?
4 Образовательной системе «Школа 2100» – 12 лет Бюро Президиума РАО на своем заседании 16 ноября 2005 года рассмотрело итоги работы Образовательной системы «Школа 2100»: «…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы»
5 Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков, Единство комплекта более 100 учебников и пособий по всем предметам и методики работы с ними Постоянная апробация в течение 12 лет Решение проблемы преемственности и непрерывности: дошкольное образование – начальная школа – средняя школа.
6 «Школа 2100» – целостная система Цель образования – функционально грамотная личность. Концепция – Образовательная программа «Школа 2100» (рук. акад. А.А. Леонтьев) Единая п роблемно- диалогическая технология Комплект учебников и учебных пособий (дошкольная подготовка – начальная школа – основная школа) УМЦ «Школа 2100» – внедрение и переподготовка учителей
7 Новая цель образования – в трактовке «Школы 2100» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей
8 Как учить? Новая цель требует новых методов и технологий Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения применение знаний учениками
9 Чему учить? Новый подход к содержанию образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умений работы с информацией Принцип минимакса учит находить главное Должен узнать Может узнать
10 Почему нельзя достичь новых результатов с прежними учебниками? цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания. Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Традиционный учебник Развивающий учебник Развитие умений по применению знаний Сделать все так, чтобы ученик сам открыл новые знания Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки.
11 Построение содержания по принципу МИНИМАКСА – второе отличие учебников «Школы 2100»! Традиционный учебник Учебник «Школа 2100» В основном тексте, помимо обязательного минимума, представлена избыточная информация, способная заинтересовать разные группы учащихся. Широкий перечень заданий с возможностью выбора их характера и уровня сложности. Тексты и задания разделены на общеобязательные и «для любознательных», «повышенной сложности» ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ ОТ ОШИБКИ!!! Не все, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить! Необходимо научиться выбирать главное и интересное!
12 Обеспечение проблемного подхода – третье отличие учебников «Школы 2100» - Да, красивые рисунки делали первобытные люди! - сказал Антошка, разглядывая альбом Археолога с фотографиями наскальной живописи, - Наверное, часто первобытные художники показывали своим друзьям всех этих быков и мамонтов? Например, проблемная ситуация прямо в учебнике: - А вот это вряд ли! – Заметил Археолог. – Большинство этих рисунков расположены в дальних ответвлениях пещер, и чтобы добраться до них, нужно долго идти в полной темноте, карабкаться по отвесным стенам, пролезать через узкие лазы. ??? Сравни впечатления Антошки и факты, приведенные Археологом – в чем противоречие, какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?
13 Новая цель – через чтение научить людей общаться друг с другом, постоянно приобщаясь к культурному наследию человечества. Первыми осуществили обновление содержание литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Новая технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая учит общаться с автором через текст, вычитывать его смыслы и определять свое отношение к прочитанному.. Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Классы:
14 Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич,доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Русский язык и литература интегрированы, созданы одним авторским коллективом. Основная цель – помимо развития орфографических навыков и расширения словарного запаса – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения. Классы:
15 Автор учебного комплекта Л.Г. Петерсон Органично соединены два направления: тренировка вычислительных навыков и обеспечение развития математического мышления. Одна из главных целей – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у ученика прямо сейчас. Обучение построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира. Обучение решению нестандартных задач. Классы:
16 Руководитель авторского коллектива -доцент ВАХРУШЕВ Александр Александрович Впервые реализована новая цель – научить объяснять весь мир, через создание его целостной картины, систематизируя как непосредственный так и «телевизионный» опыт ребенка Научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?» Научить этике общения с окружающим миром (экологическое мышление) Классы:
17 Руководитель авторского коллектива – кандидат ист. наук ДАНИЛОВ Дмитрий Даимович Вместо заучивания большого набора фактов – формирование целостной картины общества и истории, развитие исторического мышления – умения самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо готового набора авторских оценок и трактовок – развитие у каждого умения самостоятельно определять свое лично отношение к событиям, затрагивающим тебя, страну и весь мир. Классы: 3. 4.
18 Руководитель авторского коллектива - ГОРЯЧЕВ Александр Владимирович Классы:
19 Доцент КУРЕВИНА Ольга Александровна Доцент ЛУТЦЕВА Елена Андреевна Классы:
20 Единство комплекта учебников «Школа 2100» Единый авторский коллектив – совет координаторов направлений Интеграция предметов через: - цели (каждый предмет работает на общеучебные умения ) - методику (единая структура уроков) и содержание - интегрированные пособия (дневники, летние тетради) Преемственность - неразрывность цепи задач при переходе от одной образовательной ступени к другой
21 Результаты обучения по учебникам «Школа 2100» Исследование специалистов Психологического института РАО И.М.Улановской и Е.Г.Юдиной Классы, где реализуются идеи «Школы 2100»: «Развивающая среда» «Развивающая среда»: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Традиционные классы: «Тренинговая» модель (подтягивание слабых без развития сильных) или «занижающая» модель (ориентация на низкий уровень) Завышенная тревожность, заниженная самооценка Невысокая мотивированность, сложные отношения внутри класса.
22 УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) – Тел. 8 – 495 – Сайт: Издательство «БАЛАСC» (заказы, статьи в журнал «Начальная школа + до и после») Тел. 8 – 495 – Эл.почта