Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Мониторинг - длительное наблюдение за развитием учебного процесса на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и её данные активно используются. Цели: -повышение уровня успеваемости, качества обучения учащихся, -повышение уровня педагогической деятельности преподавателей, качества управления учебным процессом на уровне школы. -отслеживание динамики количественных показателей успешности учебного процесса.
Главная задача мониторинга: -обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.
Система показателей педагогического мониторинга может включать в себя следующие группы: сформированность общеучебных умений и навыков; успеваемость и качество обучения по отдельным предметам; удовлетворение образовательных потребностей; воспитанность учащихся; состояние здоровья, здоровье сберегающий потенциал; системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой и т. д.
Компоненты мониторинга - это условия, процесс и результат мониторинга. Условиями педагогического мониторинга являются: системность, продолжительность по времени; сравнимость результатов; объективность результатов; комфортность всех объектов мониторинга. проведение мониторинговых наблюдений строго по утвержденной программе, которая отвечает требованиям актуальности (соответствие образовательным потребностям), реалистичности (соответствие имеющимся возможностям школы) и системности (полнота компонентов и скоординированность связей между ними); набор и форма показателей мониторинга ограниченны и постоянны в течение установленного периода времени.
Мониторинг в школе может осуществляться на нескольких уровнях: первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям); -второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).
Диагностика – сбор и анализ информации, определение целей и задач прогнозирование и планирование результатов.
Психолого-педагогическая диагностика 1. это обязательный компонент системы управления качеством образовательного процесса, обеспечивающий учителю возможность своевременной коррекции образовательных воздействий на ученика; 2. это информация для учителя, помогающая при отборе учебных программ и педагогических технологий, нормировании домашних заданий без перегрузки учащихся; 3. включает в себя 1. диагностические методы 2. диагностические тесты 3. психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития 4. диагностические контрольные работы
Этапы диагностики: 1. нулевой (проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности к усвоению нового материала) 2. промежуточный (тематический – проводится в процессе усвоения каждой темы; периодический – проводится по разделу или значительной теме программы с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала) 3. итоговый (в конце каждой четверти, учебного года для определения качества фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью)
Принципы составления диагностических контрольных работ Любая ДКР должна состоять из 6 заданий: 1 – на узнавание 2 – на запоминание 3 – на понимание 4 – на внутритемное обобщение 5 – на межтемное обобщение 6 – на межпредметное обобщение
Уровни усвоения Требования к действиям учащихся 1, 2 Репродуктивный (запоминание и воспроизведение) Показывать Опознавать Называть Давать определение Пересказывать Измерять 3, 4 Частично-поисковый (применение знаний в знакомой ситуации) Объяснять Составлять по схеме Соотносить Сравнивать Характеризовать Соблюдать правила Составлять устный или письменный ответ 5, 6 Творческий (применение знаний в нестандартной ситуации) Выделять существенные признаки Составлять суждение Анализировать ситуацию Оценивать и обосновывать оценку Искать информацию
Требования к составлению ДКР Задание 1 = 3 мин 1. наличие готового ответа 2. в лаконичной форме Задание 2 = 3 мин 1. пересказ информации учебника в той же последовательности 2. полное знание признаков и свойств объекта Задание 3 = 7 мин 1. формулировка вопроса на основе изученных фактов. Вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения ученика 2. применение алгоритма действий Задание 4 = 7 мин 1. применение фактов, законов, явлений, процессов, изученных в данной теме 2. обобщение и вывод по данной теме (т.е. все практические навыки) Задание 5 = 12 мин выделение причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения нескольких тем Задание 6 = 12 мин 1. обобщение учебного материала на уровне разных предметов 2. Диагностическая контрольная работа может проводиться по определенной теме (если на момент ее проведения пройдено не менее 80% материала), по нескольким темам (например, в конце четверти).
Итого: максимальное количество баллов за все задания – 21. заданий Количество баллов Примечание 11 Работа выполнена без ошибок. Если не увидел даже 1 из необходимых ответов – 0 баллов Во всех заданиях: если только приступил к выполнению, то уже 1 балл. Максимум баллов – если выполнил все без ошибок Оценка ДКР
Список класса Х1 отметка за предыду щую четверть или год К1 К2 К3 К4 К5 К6 сумма баллов, коэфф-тов Х2 отметка за работу Иванов Медведев … … У средний балл за вопрос 16:4= 4,0 4:4= 1,0 7:4= 1,8 8:4= 2,0 … 3,5 … 3,8 … 3,8 14:4= 3,5 Ку коэффициент усвоения по вопросу 1,0 1,8:2= 0,9 2,0:3= 0,7 3,5:4= 0,9 3,8:5= 0,8 3,8:6= 0,6 4,8 Ку коэффициент усвоения по предмету Сумму коэффициентов в строке Ку делим на количество вопросов: 4,8:6= 0,8
Средний балл за вопрос: У = сумму баллов за вопрос делим на количество учащихся Коэффициент усвоения по вопросу: Ку = средний балл за вопрос делим на максимальное количество баллов Минимально возможные коэффициенты Уровни обученностиКоэффициент вопросов репродуктивный0,81,2 частично-поисковый0,73,4 эвристический0,65,6 Средний коэффициент0,7