Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе Учитель начальных классов МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского района Саратовской области Серенькая Ольга Анатольевна
Задачи здоровьесбережения Задача-минимум Задача-минимум Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Задача-оптимум Задача-оптимум Решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно- нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно- нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.
Обучение здоровью научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; отношение к здоровью как к ценности; целостное представление о человеке; целостное представление о человеке; навыки управления своим здоровьем; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики, вредных привычек и зависимостей; знания в области профилактики, вредных привычек и зависимостей; навыки оказания первой медицинской помощи; навыки оказания первой медицинской помощи; культура межличностных отношений; культура межличностных отношений; навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Цели и задачи данной программы: Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно. Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно. Формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции. Формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции. Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми. Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми. Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей. Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными. Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья. Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
Этический блок включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, Космоса. Дает понятия основным философским категориям: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Психологический блок: дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Включает формирование и развитие умений приводить в гармонию и единство различные стороны своей души, самоценности своей личности.
Правовой блок: обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье; формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранение здоровья, правильное понимание свободы и необходимости.
Семьеведческий блок: дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье. Способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Медицинский блок: дает основные знания об анатомии и физиологии организма, гигиене и профилактики болезней. Раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела. Формирует отношение к своему телу как ценности. Развивает навыки ухода за своим телом, правильного питания, режима труда и отдыха и т.д. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Заповеди здорового образа жизни для родителей: Витаминизация; Закаливание; Соблюдение режима дня, зарядка; Организация дома спортивного уголка; Соблюдение санитарно-гигиенических норм; Профилактика табакокурения, наркомании; Обеспечивание участия детей в спортивных мероприятиях, секциях и т.д.; В выходные дни – активный образ жизни; Сбалансированное питание детей.
Заповеди здорового образа жизни для учителей: Своим примером прививать детям элементарные гигиенические навыки (культура питания, мытьё рук и т.д.); Владеть навыками саморегуляции, самоорганизации (ритуалы, традиции, гибкость переключения ролей и т.д.); владеть богатым запасом знаний, умений и методических навыков в области ЗОЖ; Иметь хобби, связанное с ЗОЖ; Достичь и удержаться на волне самосовершенствования; Принять себя, постоянно любить и творить себя.
Заповеди здорового образа жизни для детей: Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать! Прогони остатки сна, одеяло в сторону! Вам гимнастика нужна – помогает здорово! С шумом струйка водяная на руках дробится. Никогда не забывай по утрам умыться! Дети должны усвоить, а также их родители, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы! Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно и при том можно подавиться! Неряшливость не только не красива, но и опасна. Чистота - залог здоровья – это знают все прекрасно! Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший, мы советуем гулять вечером погожим!
Педагогика оздоровления: В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития. В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально- дифференцированный подход. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально- дифференцированный подход.
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.» Сократ Сократ