ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ) И ПРЕДПРИЯТИЙ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Д.Л. КУЗНЕЦОВ, директор Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ, секретарь Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых И просветительской деятельности Комитета по образованию Государственной Думы РФ МОСКВА, 2012 ПЕРВЫЙ КОНГРЕСС ПРЕДПРИЯТИЙ НАНОИНДУСТРИИ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Высшая школа юриспруденции
Современные подходы к системе корпоративного обучения 2 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ Менеджмент обучающейся организации осваивает функции тренеров, наставников, коучей. Формируется новый стиль управления. В качестве основы системы корпоративного обучения, в первую очередь, создаются условия для самообучения работников. Результаты обучения воплощаются в деятельности компании. Обучение персонала - главное конкурентное преимущество в высокотехнологичном бизнесе; источник инноваций; катализатор изменений; условие карьеры; результат оценки персонала.
Возможности заказчика при организации внешнего обучения СИСТЕМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОБУЧЕНИЕ – ИСТОЧНИК ПРИБЫЛИ Комплексный подход к обучению персонала. Обучение основывается на корпоративной модели компетенций. Возможность сокращения дистанции между современными образовательными и профессиональными стандартами. Заказчик самостоятельно определяет потребность в обучении; выбирает Исполнителя, вид программы, продолжительность, режим занятий и место проведения; участвует в подборе преподавателей, бизнес-тренеров, консультантов; совместно с Исполнителем формирует содержание образовательной программы; привлекается к реализации программы; участвует в итоговой аттестации и оценивает результаты программы, эффективность ее освоения. 3
Правовые требования к организации системы корпоративного обучения Работодатель самостоятельно определяет необходимость для собственных нужд профессиональной подготовки и переподготовки кадров (ст. 196 ТК РФ). Условия и порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучения их вторым профессиям определяются: коллективным договором; соглашениями; трудовым договором. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (при наличии представительного органа в организации) определяет: формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; перечень необходимых профессий и специальностей. 4
Механизмы защиты инвестиций в обучение персонала 5 Дополнительное условие трудового договора: об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя (ч.4 ст.57 ТК РФ). Специальный случай полной материальной ответственности В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически неотработанному после окончании обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором (ст.249 ТК РФ). Виды ученических договоров: 1. на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу; 2. на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы работника организации, как дополнительный к трудовому договору (ст ТК РФ).
Формы взаимодействия с образовательными учреждениями 6 Правовые механизмы взаимодействия с Исполнителем Варианты программКатегории работников Профессиональная подготовка (как правило, проводится в самой организации или гражданско-правовое регулирование с образовательным учреждением) Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации Рабочие. (ученический договор с работником или лицом, ищущим работу) Начальное профессиональное, среднее профессиональное (гражданско-правовое регулирование с образовательным учреждением) Базовый уровень Повышенный уровень Рабочие. Специалисты. (условие об отработке с работником; гражданско- правовое регулирование с лицом, ищущим работу) Высшее профессиональное Послевузовское профессиональное (гражданско-правовое регулирование с образовательным учреждением) Бакалавриат (2 уровень) Специалитет (3 уровень) Магистратура (3 уровень) Аспирантура Специалисты. Руководители. (условие об отработке с работником; гражданско- правовое регулирование с лицом, ищущим работу) Дополнительное профессиональное (гражданско-правовое регулирование с образовательным учреждением) Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Стажировка МВА Специалисты. Руководители. (условие об отработке с работником; гражданско- правовое регулирование с лицом, ищущим работу)
Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ 7 Спасибо за внимание!