Профессионализм и профессиональная компетентность Составитель: Галеева И..Ш., методист Городского методического центра
Профессиональная компетентность педагога Основные понятия: Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями. Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав
В чем выражен низкий уровень психологической подготовки современного учителя? (мнение Е.Л. Рачевского) нет общей психологической культуры общения; не умеет организовать работу в группах; не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; не знает типологии детских проблем (детства в целом); не умеет работать с различными категориями детей; не знает психологии и физиологии (особенно детей); не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д. 4
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [1] XXI Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. 5
Способность общаться с другими участниками образовательного процесса. Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. 6 НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [2]
В современных условиях мощным стратегическим ресурсом, который может адекватно ответить на вызовы времени, обеспечить качественно новый по содержанию и форме уровень подготовки учителя, являются подходы психологии образования, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства, накопившей научно-обоснованные знания о процессах и механизмах развития детей в обучении. 7
В рамках деятельностно-компетентностного подхода к образованию, наряду с предметными компетенциями, вводятся метапредметные (способность работать с разными видами информации, анализировать проблемы, ставить задачи и др.) и, что особенно важно, личностные компетенции. 8
С этим связано два принципиально важных направления, развертывание которых будет определять эффективность системы образования в создании «Новой школы». Первое и главное. Очевидно, что для реализации нового стандарта и построения на его основе действительно «Новой школы» потребуется «Новый учитель», который будучи учителем-предметником (например, учитель географии) должен уже не только уметь преподавать учебный материал (по географии), но и формировать на этом материале все 3 типа указанных компетенций, т.е. владеть способами организации деятельностей детей и взрослых, сензитивных для конкретных возрастов. Особенное значение это имеет для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, поскольку формирование соответствующих компетенций в этих возрастах напрямую зависит от форм взаимодействия и общения ребенка со взрослым и детей между собой, от форм их совместной (распределенной) деятельности. 9
Второе. При системном введении нового стандарта общего образования уже существующая критика ЕГЭ дополняется одной, но теперь уже «убийственной» позицией. Очевидно, что ЕГЭ – это всего-навсего возможность определить, какой учебной информацией владеет ученик (оставляю без комментария саму эту возможность). При этом понятно, что то, с чем уже точно не может справиться ЕГЭ, – это с измерением деятельностных компетенций учащихся. 10
11 Теперь по главному направлению, связанному с подготовкой учителя для «Новой школы» на основе деятельностно-компетентностного подхода. Система психологической подготовки педагогических кадров, основанная на установках деятельностного подхода, разрабатывается нами в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». При этом именно психолого-педагогическое образование выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом как на метапредметном, так и на личностном уровнях.
Общечеловеческая культура Жизненное Само определение Жизне способность Педагогическая культура Социальный аспект Профессиональный аспект Предметная компетентность Профессиональная компетентность (совокупность способностей, умений навыков, функционально-должностных обязанностей) Компетентности: Проективно- креативная Конструкторская; Организаторская; Коммуникативная. Профессиональная культура
Профессиональная направленность личности педагога Интерес и любовь к детям Увлеченность педагогической деятельностью Дисциплинированность Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический такт Педагогический оптимизм Педагогическое воображение Организаторские способности
Способность быстро восстанавливать силы Справедливость, сдержанность Способность сохранять эмоциональный тонус Обходительность, ровность в динамике чувств Быстрая адекватная реакция Требовательность, выдержка, адекватная самооценка Уравновешенность, собранность Профессиональная работоспособность Способность к целесообразному экспромту Духовные потребности и интересы Чувство нового Готовность к педагогическому самообразованию
Умения педагогической деятельности, обеспечивающие учителю квалифицированное осуществление учебного процесса Ориентационные Академические Перцептивные Мобилизационные Организаторские Коммуникативные Гностические Дидактические Конструктивные Прикладные умения: педагогического мышления педагогической техники речевые исследовательские
Профессионализм педагога 5 Гуманист 10 Педагог. сотрудничество 8 Исследователь 2 Педагог по призванию 6 Само диагност 1 стажер 7 Творец новатор 9 Осознанная индивидуальность 3 От эрудита до мастера 4 Мастер- диагност 11 Профессионал эксперт
Самооценка профессиональных компетенций
Что могу, умею, знаю? 1. Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой? 1) Да 2) Нет 3) Не совсем 2. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания? 1) Научно-теоретическая подготовка 2) Методическая подготовка 3) Психолого-педагогическая подготовка 3. Считаете ли Вы целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам: 1) Изучения личности учащихся 2) Анализа и оценки результатов своей деятельности деятельности учащихся 3) Планирования педагогической деятельности 4) Организации личного труда 5) Контроля за учебно-познавательной деятельностью 6) Проектная и исследовательская деятельность 7) Другими(допишите)
4. Какими своими профессиональными умениями Вы удовлетворены? 1) Организаторскими 2) Конструктивными 3) Коммуникативными 5. Хотелось бы Вам их усовершенствовать? 1) Да 2) Нет 3) Затрудняюсь ответить 6. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений Вы отдали бы предпочтение? 1) Самообразованию 2) Семинару-практикуму 3) ИПК 4) Творческим группам 5) Предметным МО 6) Открытым урокам 7) Межпредметным МО
7. В каких семинарах вы приняли бы участие? 1) Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов 2) Типы уроков: методика их подготовки и проведения 3) Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и вне его 4) Методы обучения и их эффективное использование в современных условиях 5) Дифференциация обучения 6) Индивидуализация обучения 7) Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся 8) Организация самостоятельной творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся 9) Учет и оценка знаний 10) Педагогическая этика учителя 11) Педагогическая техника учителя другие(укажите конкретно)