Новые экономические механизмы в системе образования: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность Экспертно-аналитический семинар, сентября 2009 г., г. Воронеж Р.В. Селюков, ИПОП «Эврика»
Новые экономические механизмы в системе образования Нормативно-подушевое финансирование Новая система оплаты труда Базовые характеристики механизмов: повышение финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности ОУ; инициация процессов саморегулирования; передача общественным советам опосредованных полномочий в сфере экономики образования
Проблематика НПФ и НСОТ Привязка величины норматива к объективным показателям экономики региона (эффективно работающий учитель – средний класс, стабильный рост норматива) Обеспечение действия механизмов реинвестирования высвобождающихся средств на образование в систему образование (в условиях демографического спада, в условиях оптимизации сети ОУ, в условиях оптимизации штатных расписаний ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ НУЖНЫ ГАРАНТИИ СТАБИЛЬНОСТИ) Величина и структура учебных расходов (формирование доли учебных расходов на уровне ОУ или на региональном уровне? Какими должны быть современные направления учебных расходов?)
Проблематика НПФ и НСОТ Единый норматив или дифференциация нормативов? (основания дифференциации не должны снижать эффективность расходования средств в системе образования) Описание подходов к нормативному закреплению доведения средств по нормативу до уровня ОУ (недоведение средств по нормативу до ОУ блокирует НСОТ и саморегулируемые процессы) Формирование норматива финансирования образовательной программы учащегося в сети Интернет (разработка финансово-экономических, логистических схем, педагогических и информационных технологий) Влияние квалификации учителя на размер его заработной платы
Проблематика НПФ и НСОТ Разработка механизмов оплаты всех видов деятельности педагогических работников из базовой части ФОТ Структура базовой части, утвержденная нормативно Регулирование соотношения педагогических и иных работников ОУ через внедрение новых экономических механизмов Оптимизация штатов, отказ от типовых штатов Содержательность деятельности управляющих советов Расширение полномочий управляющих советов на региональном и муниципальном уровне
Проблематика НПФ и НСОТ Введение ученико-часа как регулятора… Развитие сети, оптимизация штатов, рост зарплаты, снижение нагрузки учащихся Объем стимулирующей части должен обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов и руководителей Руководитель ответственен за уровень благосостояния педагогического работника. Качество работы учителя связано с уровнем зарплаты. Введение НСОТ в ДОУ и УДО Разворачивание новых экономических механизмов на всем региональном образовательном поле
Проблемы НПФ и НСОТ Недоведение средств по нормативу до уровня ОУ срывает регулирование сети и введение НСОТ Не введение НСОТ делает невозможным эффективное повышение оплаты труда педагогических работников Нормативно-подушевое финансирование отличается от норматива для расчета объема субвенций региона муниципальным образованиям Штатно-окладная система в НСОТ неминуемо ведет к закреплению на региональном уровне типовых штатных расписаний
Эффекты НПФ и НСОТ Обеспечен рост зарплаты учителей, который позволяет изменить социальный статус учителя и его мотивацию в результате внедрения современных принципов оплаты труда педагогов – оплата за качество (payment for quality) и за результат (performance a pay) Превращение школы и педагогического сообщества в открытую систему, готовую к внешней оценке своей деятельности, к участию общественности в оценке труда педагога и качества образования Дифференциация оплаты труда педагогов в зависимости от качества их труда
Эффекты НПФ и НСОТ Бюджеты на годы. большинства регионов, внедряющих КПМО, в части финансирования образования, определены на основе утвержденных нормативов финансирования Обеспечение финансово-экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений привело к возможности увеличения заработных плат педагогических
Эффективность НПФ и НСОТ Модели НПФ: Калининградская область и др., Новосибирская область и др. (НПФ не только для школ), Республика Саха (Якутия) (учет плотности населени) Маскировщики неперехода Модели НСОТ: Калининградская область (ученико-час) Новосибирская область (образовательный час) Республика Чувашия (окладная) Перепевщики ЕТС + МОНИТОРИНГ
Проекты «Эврики» КОЭРСО Качественная оценка эффективности развития системы образования Кадровая модернизация Выращивание проектной культуры педагогических руководящих работников, формирование профессиональных сообществ Рейтингование муниципалитетов и рейтингование школ Оценка эффективности муниципальных систем образования и эффективности реализации региональной образовательной политики Паспортизация школ Включение школ в мониторинг деятельности СО, самомониторинг школ, автоматизация формальных процедур тел./факс: (495)