{ «Трезвенное наследие священномученика Владимира Богоявленского» Протоиерей Виталий Бакун
«Пастырь должен быть образцом трезвости. Это должно быть основным положением всей нашей Церкви» «Пастырь должен быть образцом трезвости. Это должно быть основным положением всей нашей Церкви» Митрополит Владимир (Богоявленский)
Родился 01 января 1848 г. Сын священника села Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской епархии г. - окончил со степенью кандидата богословия КДА. Преподавал в Тамбовской семинарии г. - экзарх Грузии г. - митрополит Московский и Коломенский г. - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский г. - митрополит Киевский и Галицкий. 25 января 1918 расстрелян возле Киево-Печерской Лавры причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.
«Проповеди, слова, поучения» (в 3-х томах) Священномученик Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский и Галицкий
Сторонники употребления алкогольных изделий ищут поддержку в Библии и науке. На эту тему сщмч. Владимир написал свой труд против сочинения профессора фармакологии и физиологической химии в Галле доктора С. Гарнака «Библия и алкогольные напитки»
Сейчас, как никогда, актуальны слова Архиепископа Новгородского Арсения, который на I Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в Москве в 1912 году, сказал: Сейчас, как никогда, актуальны слова Архиепископа Новгородского Арсения, который на I Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в Москве в 1912 году, сказал: "… Необходимо совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Надо убедить людей, что алкоголь - это яд для души и тела, что напиваться дома, в гостях, у соседей, в праздник - является большим позором". "… Необходимо совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Надо убедить людей, что алкоголь - это яд для души и тела, что напиваться дома, в гостях, у соседей, в праздник - является большим позором". Так он выразил основную идею трезвеннического движения. Так он выразил основную идею трезвеннического движения.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (Кор. 8, 8-9)
Нравственное обоснование трезвости: Несомненно, что виноградная лоза есть дар Божий и ея плод, виноградная ягода, есть очень драгоценный продукт, и приготовляемый из нея виноградный сок может быть с благодарностию употребляем во здравие нам и во славу Божию. Несомненно, что виноградная лоза есть дар Божий и ея плод, виноградная ягода, есть очень драгоценный продукт, и приготовляемый из нея виноградный сок может быть с благодарностию употребляем во здравие нам и во славу Божию.
Но приготовление из винограднаго сока посредством брожения крепкаго алкогольнаго вина есть дело чисто человеческое. И если отсюда происходит вред для человека и всего человечества, то он должен быть всячески устраняем, и его нельзя уже оправдывать указанием на вино, как на дар Божий. Но приготовление из винограднаго сока посредством брожения крепкаго алкогольнаго вина есть дело чисто человеческое. И если отсюда происходит вред для человека и всего человечества, то он должен быть всячески устраняем, и его нельзя уже оправдывать указанием на вино, как на дар Божий. Торжество свободы совести каждого человека заключается в отдаче себя служению долгу любви. Исполнение этого долга по отношению к страждущему народу заключается в принятии самого эффективного средства – совершенного отказа от употребления спиртных напитков. Торжество свободы совести каждого человека заключается в отдаче себя служению долгу любви. Исполнение этого долга по отношению к страждущему народу заключается в принятии самого эффективного средства – совершенного отказа от употребления спиртных напитков.
Священник по своему призванию является благовестником спасающей любви во Христе Иисусе и должен помогать борьбе с алкоголизмом своим полным воздержанием. Священник по своему призванию является благовестником спасающей любви во Христе Иисусе и должен помогать борьбе с алкоголизмом своим полным воздержанием. «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, (Лев. 10, 8-10) 1910 г.
Доклад: «Великий обманщик мира» «Великий обманщик мира» Борьбу с пьянством призывает начать с себя. Борьбу с пьянством призывает начать с себя. Кто пьет не умеренно, но осознал и раскаялся в этом, должен встать на путь трезвости.
В «Архипастырском призыве духовенства и общества к борьбе с пьянством» излагает принципы трезвеннической деятельности: - проповедь при любом случае (на крестинах, похоронах, свадьбах - проповедь при любом случае (на крестинах, похоронах, свадьбах и т. п.); и т. п.); - преподавание в школах Закона Божьего и освещение перед - преподавание в школах Закона Божьего и освещение перед школьниками о вреде алкоголя для души и тела; школьниками о вреде алкоголя для души и тела; - распространение печатной продукции; - распространение печатной продукции; - основание приходских братств трезвости; - основание приходских братств трезвости;
«Слово в день десятилетнего юбилея Даниловского отделения Первого Московского Общества трезвости» 13 сентября 1909 г. «… Смотрите, дело, которое мы здесь десять лет делали среди вас, - ваше дело. Те несчастные, которых мы заботой нашей взыскали по заповеди Высшего Пастыреначальника Христа, - они ваши: те погибающие, которым из любви к Небесному Искупителю душ мы подаем руку помощи, - ваши! Не оставляйте и вы нас одинокими, протяните и вы нам руку помощи и поддержите вашим участием нашу работу»
«Слово в день открытия Московского Епархиального Общества борьбы с пьянством» 1910 г. Крупнейшее общество в России. Трезвенники встречаются с большими трудностями. «Человекам это не возможно, но не Богу, ибо все возможно Богу»
«Слово на молебне перед открытием в Москве противоалкогольного съезда» 6 августа 1912 г. Он ободряет всех присутствующих на съезде, вдохновляет на дальнейшую деятельность и призывает твердо верить, надеяться на Бога, стоять на позиции трезвого образа жизни, любить ближних. На территории Российской Империи 29 августа (ст. стиль)/ 11 сентября (н. стиль) учреждается Церковный праздник трезвости Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Сщмч. Владимир добился в 1914 г. Сщмч. Владимир добился в 1914 г. введения сухого закона. Принят документ: «Меры против потребления спиртных напитков в армии»
«Послание святейшего Синода о борьбе с пороком пьянства» 14 августа 1914 г. Первая мировая война. Царь Николай II распространяет трезвенное движение. «Ныне время особенно благоприятное для такого святого начинания: … пошли наши христолюбивые воины на защиту веры, Царя и Отечества …; пойдем и мы на домашнего злейшего врага, которого народ называет зеленым змием, призовем народ к обетам трезвости во имя любви к Родине …»
«Письмо на имя Председателя Совета министров И. Л. Горемыкина» 14 августа 1914 г. «В тяжкую годину испытаний, постигших Святую Русь когда враги … ринулись на Русскую Землю, Русский Народ был призван Государственною Властью к абсолютной трезвости, с каковою целью и была воспрещена продажа алкогольных напитков… Этот великий трезвенный пост, к которому зовет православных христиан и Святая Православная Церковь… вместе с всенародною молитвою ко Всевышнему Творцу, верю, спасет Россию от врага, и Россия выйдет из горнила испытаний в вящщей красе и славе»
Обязательный шаг для избавления от пьянства – воцерковление! Упование не на свои силы, а на помощь Божию. «Вот почему, из глубины души взываю ко всем вам, боголюбивые отцы, братие и сестры: помогайте этому в высокой степени благому делу, становитесь в ряды борцев с врагом этим, принимайте живое участие в этой войне, дабы она действительно привела к освобождению! Этим сделаете вы поистине патриотическое дело, великое дело внутренней миссии»
Благодарим за внимание!