Формы и методы организации нравственно- трудового воспитания детей среднего возраста
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В.А.Сухомлинский
Ф ОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ Поручения Дежурства Коллективный труд
В ИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд
П АМЯТКА : «К ОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » 1.Постановка цели. (Что задумали?) 2.Отбор необходимых материалов и инструментов. 3.Последовательность выполнения трудовых действий. (Что будем делать? Что сначала, что потом?) 4.Достижение результата. 5.Оценка достигнутого результата.
С АМООБСЛУЖИВАНИЕ Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться. Учатся чистить одежду щеткой. Не забывают просушивать варежки, штаны, обувь и пр. по необходимости. Учатся умываться, полоскать горло. Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
Х ОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД Приучаются поддерживать порядок в групповой комнате (мыть, протирать, убирать игрушки, инвентарь, пособия). Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек. Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям. Уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результатам их труда
Т РУД В ПРИРОДЕ Нравится наблюдать за жизнью растений и животных, проявляя заботу о них, протестую против насилия над ними. Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитателю кормить птиц. Помогают воспитателю пересаживать комнатные растения, выращивать зелень и пр.
Р УЧНОЙ ТРУД o Продолжают знакомиться со свойствами различных материалов o Осваивают навыки работы с клеем, ножницами. o Учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
П РИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО : – Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка. – Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявлять инициативу, оказывать конкретную посильную помощь взрослым. – Развивать у детей гуманные чувства и положительные взаимоотношения. – Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда. – Развивать и учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность. – Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. – Формировать у детей трудовые умения и навыки. – Нужно обеспечить детям четкий и грамотный показ приемов работы. – Чаще практиковать совместную деятельность со взрослыми. – Осуществлять работу по нравственно-трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей, с этой целью важно знакомить родителей, используя разнообразные формы просвещения.
Л ИТЕРАТУРА «Дошкольник и труд» Буре Р. С. «Воспитание дошкольника в труде» Нечаева В. Г., Буре Р. С. «Учите детей трудиться» Буре Р. С., Година Г. Н.