Двухставочный тариф на тепловую энергию как инструмент эффективного использования энергоресурсов. Тарифообразование на горячую воду с
Существующая система бизнеса теплоснабжение 2
К чему приводит существующая модель бизнеса Поставщик тепловой энергии прямо заинтересован продать как можно больше своего товара и получить прибыть. Потребитель сектора ЖКХ экономически не заинтересован сберегать энергию, поскольку нет учета, и сколько он потребил никто не может точно определить. Оплата производится по нормативам. Заниженные нормативы потребления не стимулируют к установке узлов учета. Сегодня количество потребителей тепловой энергии имеющих приборы учета тепловой энергии и ведущих по ним коммерческие расчеты с ресурсоснабжающими организациями по данным Министерства энергетики РФ составляет 29,17%. ( остальные используют «Форточное регулирование». Поставщик газа вынужден отдавать газ за рубли по регулируемой государством цене в том объеме, котором потребляет теплоэнергетика страны. Все ведут себя разумно но экономии нет!!! 3
Масштаб проблемы В результате на каждые не рационально использованные 1000 м.куб. газа и соответственно не поставленные в Европу Россия теряет 125$. По мнению зампредправления "Газпрома" Валерия Голубева потенциальный объем экономии газа за счет энергосберегающих технологий млрд.м.куб. в год. В итоге суммарные потери составляют порядка $ в год 4
В чем сбой системы??? 5 Одноставочный тариф противоречит экономической сущности!
Сущность и ценность двухставочного тарифа Сущность: Двухставочный тариф состоит из ставки за мощность (все условно постоянные затраты инфраструктуры и нормируемая доходность), оплачиваемой равными долями ежемесячно и ставки за энергию (топливо), оплачиваемой по факту потребления энергии. Ценность: При двухставочном тарифе поставщик тепловой энергии теряет экономическую мотивацию к поставке потребителю излишней тепловой энергии. Приходится концентрироваться на качестве и расширении рынка. 6
Потенциал двухставочного тарифа Снижение платежей потребителей в связи с отказом ЭСО от поставки излишней тепловой энергии Укрепление экономической устойчивости ЭСО (ставка за мощность, поступающая равными долями в течение года, обеспечит снижение размера необходимых кредитных ресурсов) Установление долгосрочных тарифы в виде формулы цены, где: ставка за мощность периодически индексируется на уровень инфляции, а ставка за энергию индексируется на процент изменения стоимости газа. 7
ГВС с г. 8 В соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения должны устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию с г. Так же Федеральным законом от внесены изменения в закон 190- ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с требованиями которого должны устанавливаться тарифы на горячую воду, поставляемую с использованием открытых систем теплоснабжения и такие тарифы должны устанавливаются в двухкомпонентном виде с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Однако, проект Постановления Правительства, регулирующего основы ценообразования в сфере теплоснабжения (разрабатываемого под 190-ФЗ с учетом 417-ФЗ), который в настоящее время находится на рассмотрении в Аппарате Правительства РФ, предусматривает, что тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения будут регулироваться в соответствии с этим документом ТОЛЬКО начиная с 2014 года, и то с учетом того, что в течение 4 месяцев со дня принятия указанного Постановления ФСТ РФ должны быть приняты Методические указания по расчету таких тарифов. Таким образом, вопрос ценообразования на горячую воду в открытых системах теплоснабжения с г. остается полностью неурегулированным!
Риски по ГВС 9 В случае непринятия предлагаемых Минрегионом изменений в Постановление Правительства 520, вопрос, связанный с установлением тарифов на горячую воду в открытых системах теплоснабжения, останется неурегулированным и тарифы на горячую воду на очередной период регулирования установлены не будут. В связи с чем есть огромный риск того, что в 2013 году в при расчете платы за горячую воду в открытой системе теплоснабжения, вместо тарифа на горячую воду будут применены некие НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ цены. Последствия выставления счетов населению и исполнителям коммунальных услуг по нерегулируемым ценам – это НЕПЛАТЕЖИ за горячую воду, огромное количество СПОРОВ, в т.ч. судебных, и возможные негативные социальные последствия. Риск неплатежей за горячую воду только по предприятиям ЗАО «КЭС» может составить 2,3 млрд.руб. в 2013 г.
Как решить проблему ГВС с г. 10 Для реализации требований федеральных законов 190-ФЗ и 416-ФЗ необходимо срочно принять изменения в следующие нормативно-правовые документы: –Постановление Правительства 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». –Постановление Правительства 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». –Приказ Минрегиона 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Необходимо так же указать всем органам регулирования субъектов федерации (РЭК) на необходимость установления тарифов на горячую воду в двухкомпонентном виде с
Необходимые мероприятия Устранить пробелы в законодательстве по горячему водоснабжению с ФСТ России необходимо подготовить изменения в НПА, обеспечивающие обязательный переход предприятий отрасли на двухставочные тарифы на тепловую энергию с Министерству регионального развития необходимо разработать и внести на утверждение в правительство РФ методику расчета стимулирующих нормативов безучетного потребления тепловой энергии и ГВС применяющихся в комплексе с двухставочными тарифами. 11
Спасибо за внимание! Директор по тепловому бизнесу ЗАО «КЭС» Шейфель Максим Николаевич 12