Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)
Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений 2 тысячи оказываются жертвами убийств От 30 до 50 процентов детей убито родителями 50 тысяч детей ежегодно уходят из дома, спасаясь от собственных родителей 25 тысяч находятся в розыске
Чаще всего терпят насилие дети 6-7 лет
Виды жестокого обращения Физическое насилие Психическое насилие (эмоционально дурное обращение) Сексуальное насилие Отсутствие заботы (пренебрежение нуждами ребенка)
Физическое насилие Признаки Раны и синяки; ссадины, имеющие особую форму; следы от прижигания сигаретами, горячими металлическими предметами; укусы Особенности поведения детей Низкая успеваемость; замкнутость; ухудшение взаимоотношений со сверстниками; побеги из дома; угрозы или попытки самоубийства; употребление наркотиков или алкоголя; боязнь идти домой; агрессивность Поведение родителей Дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся; обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений; не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение) Признаки Словесное оскорбление ребенка; обвинение в адрес ребенка; отвержение ребенка, длительное лишение ребенка любви, нежности. Предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям Особенности поведения детей Беспокойство или тревожность, печальный вид, нарушение сна, склонность к уединению, заискивающее или угодливое поведение, плохая успеваемость, заторможенность, задержка роста Поведение родителей Нежелание утешить ребенка, оскорбление, публичное унижение ребенка, негативная характеристика ребенка, отождествление с ненавистными (нелюбимыми) родственниками, перекладывание ответственности за неудачи
Сексуальное насилие Признаки Вовлечение в занятие проституцией; обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц; подглядывание за ребенком во время раздевания, отправления им естественных нужд Особенности поведения детей Несвойственные возрасту знания и сексуальные игры; стремление полностью закрыть тело одеждой; жалобы на боли в животе; побеги из дома Поведение родителей Запугивание детей; чрезмерная ласка, забота, опека для посторонних глаз, задаривание
Отсутствие заботы (пренебрежение нуждами ребенка) Признаки Невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре Особенности поведения детей Не растет, не набирает подходящего веса, нет прививок, плохая гигиена кожи, не ходит в школу, прогуливает занятия, приходит в школу очень рано, уходит поздно, быстро устает, апатичен, имеет отклонения в поведении Поведение родителей Безразличие
Наказание – это насилие по отношению к вам?
Кто поможет?
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)
Исполнение порядка межведомственного взаимодействия служб и ведомств системы профилактики по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении. Программы реабилитации и адаптации.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении Находится в обстановке, угрожающей его жизни или здоровью Совершает правонарушения или преступления Совершает антиобщественные действия (наркотики, психотропные вещества, одурманивающие вещества, спиртные напитки, бродяжничество, попрошайничество
Семья, находящаяся в СОП Имеет несовершеннолетних в СОП Неисполнение обязанностей о воспитанию, содержанию и обучению Отрицательное влияние на детей Жестокое обращение
Основные критерии при определении семей в СОП Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий); Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.) Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей(пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни); Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.); Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку); Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание к успеваемости ребенка); Семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушения.
Этапы взаимодействия структур по выявлению и проведению профилактической работы с семьями, находящимися в СОП Принятие решения о занесении семьи в банк данных и проведении профилактической работы Составление индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи по предложениям субъектов системы профилактики, ее утверждение Сообщение в КДНиЗП о выявленных семьях незамедлительно Контроль за реализацией программы Рассмотрение сообщений и организация первичного обследования условий жизни семьи Результат проделанной профилактической работы Оформление материалов на семьи, находящиеся в СОП УОУСЗНМУВДЦГБОтдел опеки Другие ведомства и службы