Роль профессиональной работы в предпрофильной подготовке учащихся
Организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке включает следующие направления работы : Организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке включает следующие направления работы : 1. Аналитико-диагностическое ; 2. Просветительское ; 3. Консультативное; 4. Организационное.
Аналитико-диагностическое направление Аналитико-диагностическое - подразумевает психолого-педагогическое исследование учащихся, диагностику общих и частных проблем, подготовку психолого-педагогического заключения и рекомендаций. Оно реализуется через следующие мероприятия:
- мониторинг профессионального самоопределения учащихся относительно выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования; - изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профильных и профессиональных интересов, мотивов выбора. - изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профильных и профессиональных интересов, мотивов выбора.
Необходимость организации работы по самопознанию учащихся в предпрофильной подготовке без полноценной информации о самом себе, без достоверного представления о своих особенностях, способностях, умениях, недостатках невозможно соотнести себя с профессией; объективное представление о своих психологических и личностных особенностях, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности собой и становится сильным стимулом для последующей работы по саморазвитию, самовоспитанию (имея такую информацию учащийся получает возможность развить у себя качества личности, необходимые в понравившейся ему профессиональной области); объективное представление о своих психологических и личностных особенностях, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности собой и становится сильным стимулом для последующей работы по саморазвитию, самовоспитанию (имея такую информацию учащийся получает возможность развить у себя качества личности, необходимые в понравившейся ему профессиональной области); курсы по выбору имеют личностно развивающую направленность, поэтому данные, полученные в процессе самопознания, позволяют отслеживать изменения в личности учащихся и являются показателем эффективности определённого курса.
Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования.
Формы просветительской деятельности - - составление профессиограммы краткого описания профессий; - - работа со справочной литературой; - работа с информационно-поисковыми системами ; - профессиональная реклама и агитация; - - экскурсии учащихся на предприятия и в учебные заведения; - - встречи учащихся со специалистами по различным профессиям; - познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; - систематические профориентационные занятия; - учебные фильмы и видеофильмы; - «ярмарки профессий» и их модификации, на которых учащиеся встречаются с представителями различных фирм и учреждений.
Консультативное направление Консультативное направление предполагает консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе предпрофильной подготовки с целью повышения её эффективности. Консультативное направление предполагает консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе предпрофильной подготовки с целью повышения её эффективности.
Варианты консультирования а) индивидуальное консультирование в диалоговом режиме: - построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно представить учащемуся и самому перспективы (траектории) самоопределяющегося человека; - построение системы различных вариантов действий учащегося (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий); - использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.
Варианты консультирования Групповая работа включает : - индивидуальную работу над заданиями, упражнениями, тестами - позволяет учащемуся глубже разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях к окружающим (упражнение «Я ценен для людей...»); - работу в парах – даёт возможность приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой (упражнение «Сходства»); - работу в малых группах - позволяет лучше узнать, почувствовать друг друга (упражнение «Любовное послание»); - работу всей группы, когда у частники осваивают приемы и способы взаимодействия с большим количеством людей, что требует концентрации внимания, помогает развивать интуицию (упражнение «Мафия»).
Варианты консультирования Тренинговые формы групповой работы Тренинги интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы. В тренинге сочетаются различные формы обучения лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.
Организационное направление Организационное направление Организационное направление включает: - организацию проведения курсов по выбору, профессиональных проб; - проведение комплексных исследований проблем учащихся; - проблемные обсуждения в процессе реализации намеченных планов и совместные экспертизы результатов проделанной работы; - привлечение нужных специалистов для оказания помощи учащимся по решению их проблем; - экспертизу курсов по выбору, проектов, пособий, условий образовательной деятельности, профессиональной деятельности специалистов учреждений дополнительного образования.
психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.
Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.