Современные методы интерактивного обучения
Что такое тренинг Курс активного обучения, состоящий из упражнений, их обсуждения; Последовательность действий направленная на то, что бы помочь человеку или группе научиться эффективно выполнять работу; Получение участниками непосредственного опыта; Процесс формирования знаний и навыков на основе имеющегося и приобретенного опыта;
Специфические признаки тренинга Повышенная активность участников; Игровой характер; Обучающая направленность; Обратная связь; Групповая форма.
Принцип работы на тренинге: Тренинг не лекция, а общая работа; Суммарный опыт группы больше опыта тренера; Все участники равны; Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; Нет прямой критики личностей; Тренеры не используют упражнения на конфронтацию и противопоставление участников; Все сказанное на тренинге не руководство к действию, а информация к размышлению.
Подготовка тренинга: Общие положения; Идея; Исследование потребностей; Целевая группа (аудитория); Работа с заказчиком.
Общие положения: Видение тренинга; Цели тренинга; Для кого этот тренинг; Сколько человек будет участвовать; Сколь времени необходимо для его проведения; Где он будет проходить; Распределение излагаемого материала по дням; Сколько нужно ведущих; И многое другое…
Целевая аудитория: Каким людям нужен данный семинар? Чем они занимаются, какой опыт имеют? Какое обучение проходили за последнее время? Проводились ли для них тренинги по вашей теме? Придут ли они на семинар добровольно или по обязанности?
Структура тренинга Содержательная сторона тренинга называется «блоком» Динамическая сторона тренинга - четко выраженная завязка, кульминация, развитие и финал
Структура тренинга Временные рамки называются «сессиями». Продолжительность сессии – 1,0-1,5 часа. Между сессиями проводится перерыв. Обязательны активные упражнения (энерджайзеры) Теория и работа участников 1 к 2
Матрица тренинга ВремяТема или раздел работы Метод, метод ика Резуль тат Тренер (ы) Необхо димые раздат очные и др. матери алы БлокВнутри блока
При проектирование надо отвести время для: Знакомств а (представления) участников; Записи ожиданий от семинара; Выработк и правил работы; Заключительной оценки проделанной работы.
Правила тренинга: Говорить по существу; Слушать и слышать; Обсуждать проблему, а не человека; Соблюдать регламент; Говорить по одному.
Оценка тренинга проводится в несколько этапов До начала процесса обучения, что бы понять, чему учить и кого учить; Во время обучения- насколько хорошо участники усвоили материал; В конце обучения- достигли ли мы своей цели; Через некоторое время, оценить степень усвоения и переход от знаниям и умения к навыкам.
Оценка используется для того, чтобы: Установить, выполнил ли учебный курс или тренинг свои функции; Установить ценность обучения; Помочь в принятии решения о продолжении или исключении курса; Определить кто должен принимать участие в курсе.
Наиболее успешные инструменты тренинга
Брифинг - группы Тренер или группа специалистов представляют яркие факты или краткое резюме по заданной теме Число участников – 10-12
Брифинг - группы Преимущества Неудобства Быстрота проведения Простота процесса Слишком короткие поэтому малоинформативн ые Успешность зависит от уровня готовности участников
Дебаты Обмен мнениями между фракциями, придерживающимся противоположных взглядов, целью которого является выработка общих положений Число участников не ограничено
Дебаты Преимущества Неудобства Прибавляет живности Рассчитан на взаимодействие Обучение зависит от знаний членов группы Требует значительного времени Часто не приводит к позитивным выводам
Дискуссия Формальный обмен мнениями внутри группы, с участием всех её членов и тренера Число участников не более 20
Дискуссия Преимущества Неудобства Немедленная обратная связь Способствует созданию представления о сути обсуждаемых вопросов Качество обучения зависит от уровня подготовленности группы
Игры Эта форма обучения имеет вид игры или упражнения. Обычно она включает элемент соревнования или обмена ролями Различное число участников
Игры Преимущества Неудобства Демонстрирует взаимозависимость функций Обеспечивает понимание деятельности организации Может возникнуть сопротивление участию в «игре» Проходит не в режиме «реального» времени, и поэтому неправдоподобен
Метод кейсов Группе передают информацию в виде фактов, основанного на реальной ситуации и просят обсудить проблемы, проанализировать вопросы и дать рекомендации Число участников не более 10
Метод кейсов Преимущества Неудобства Имитирует рабочую среду Упражнение свободно от риска Требуется время для подготовки упражнения Если не соответствует теме, вызывает потерю доверия
Мозговой штурм Способ производства некоторого количества креативных идей группой, которая выдвигает предложение для их дальнейшей оценки Число участников до 10
Мозговой штурм Преимущества Неудобства Простая и эффективная процедура интерактивности Неполнота процесса
Работа в малых группах («дискуссионные группы», «группы прорыва» Возможность разбиться на малые группы, чтобы обсудить тему и затем изложить для всей остальной аудитории взгляды, мнения, вопросы. Число участников не более 10 в каждой группе
Работа в малых группах Преимущества Неудобства Делает лекцию более осмысленной Обеспечивает обратную связь Подкрепляет обучение Требует значительного времени Требует руководства
Ролевые игры Воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к данному набору условий Число участников 6-8
Ролевые игры Преимущества Неудобства Доставляет удовольствие Развивает эмпатию Могут вызывать несерьёзное отношение Оценивается выступление, а не проблема
Шкала эффективности инструментов тренинга Приобретен ие знаний Разрешение проблем Навыки межличност ного общения Длительност ь сохранения информаци и Метод кейсов 4154 Игры 5227 Ролевая игра 2316 Групповая динамика 7528