Условия развития социализированной личности и психолого-педагогическое сопровождение ребенка Ирина Николаевна Митько, педагог-психолог школы 95
2 Взаимосвязанные направления развития учащихся Биологическое Психологическое Социальное
3 Б.Г. Ананьев «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания; собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития».
4 Биологическое развитие Основа для становления психических функций ребенка (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.). Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т.д.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека.
5 Психическое развитие и воспитание Факторы психического развития: предметная деятельность и общение Индивид становится личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.
6 Социализация Появление новообразований – высших психических функций, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность
7 Зависимость двух сфер внешкольной среды Чем уже сфера, зона организованного влияния среды, тем шире стихийное пространство формирования личности школьников
8 Социализация (в педагогическом аспекте) Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. В процессе общения с авторитетом у подростка появляются потребности и желание следовать общезначимым нормам и стандартам поведения
9 Программа психолого- педагогического сопровождения всестороннее изучение личности школьника; диагностика индивидуального развития, обученности, воспитанности, социализированности; выявление личностных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка
10 Задачи психолого- педагогического сопровождения предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов
11 Диагностический пакет изучение готовности к школьному обучению (Е. Екжанова «Диагностико-прогностический скрининг»; оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе) - изучение особенностей адаптации учащихся первых классов (опросник для учителя по диагностике адаптации учащихся первого класса к школе; диагностика сформированности приемов учебной деятельности; самооценка – методика Б. Лонга, Р. Зиллера, Р. Хендерсона; изучение уровня тревожности) - изучение готовности к переходу в среднее звено у учащихся 4-х классов (методика «Самооценка» Б. Лонга, Р. Зиллера, Р. Хендерсона; методика «Почтальон» - сформированность внутреннего плана действий и развития рефлексии; методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся»; методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене – выявление осведомленности, классификации, способности к обобщению, умозаключения по аналогии) - изучение особенностей адаптации учащихся пятых классов (методика диагностики мотивации и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах, основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера (в модификации А.Д. Андреевой); методика «Произвольность внимания» Е. Н. Прощицкой – уровень развития произвольного внимания; счет по Крепелину - определение умственной работоспособности, эмоциональной устойчивости, темпа; методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося») - изучение уровня профессионального самоопределения учащихся (готовность подростков к выбору профессии В.Б. Успенского; анкета интересов; тест Д. Голланда по определению типа личности; самооценка по методике Дембо-Рубинштейн в обработке Прихожан; методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» - изучение творческого потенциала учащихся классов художественно-эстетического цикла (Методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся» М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Волович; анкета по изучению мотивации П.И. Третьякова; тест «Круги» - изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческих способностей: продуктивность, гибкость, оригинальность)
12 Положительная мотивация к обучению в школе
13 Уровень развития социальной активности
14 Уровень развития нравственной воспитанности
15 Уровень творческой активности учащихся
16 Степень социализированности
17 Готовность выпускников к выбору профессии
18 Проблемы социализации личности Недостаточное выполнение семьей родительских функций Отсутствие референтной личности Подростковый кризис и ухудшение состояния здоровья детей Негативное влияние средств массовой информации. Недостаточная работа по профессиональной ориентации учащихся Несовершенство системы психолого- педагогического сопровождения Несовершенство программно-методического обеспечения Недостаточная оснащенность материально- технической базы Недостаточное использование педагогами современных образовательных технологий