Урок литературы в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова » Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы?.
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления
--Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь -Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь -Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется
R выбираю ситуацию принимаю решение Я
Михаил Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Песни русского фольклора Обрядово-календарные песни Обрядовые семейно-бытовые песни Трудовые песни Былины Хороводные песни Лирические протяжные песни Исторические песни Колыбельные песни
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: МОСКВА ИВАНА ГРОЗНОГО, XVI ВЕК
Я ВЫБИРАЮ… «Семья» КирибеевичаСемья Калашникова
Иван Грозный в народной памяти
Иван Грозный Васнецов В.М. Репин И.Е.
«Печаль-кручина»
«Мое имя опозорила!»
Все имена говорят… Царь Иван Васильевич Грозный Кирибеевич, рода Скуратовых, семьей вскормлен Малютиной Степан Парамонович Калашников Алена Дмитриевна
ИДЕАЛ и - идентифицируйте проблему. Д - доберитесь до её сути. Е - есть варианты решения. а - а теперь за работу. л - логические выводы.
Узел конфликта Честь / бесчестие Страсть / сильное чувство Несправедливость высшей власти-/чувство собственного достоинства Неверие - / христианская вера Безродность / род-семья
«Чему быть суждено, то и сбудется?..»
Сравни! Л.М.Непомнящий
Сравни! В.Тараканов
Подумай! Определите, какой смысл приобретает определение при смене в нем ударения: «честнОй народ» у Лермонтова и «чЕстный»?
Я могу создать и объяснить(!) другую модель «взаимоотношений» героев поэмы: Было Стало ?
--Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь -Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь -Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется
ВЕК XVI – ВЕК XVIII Погиб поэт!- невольник чести Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?..
«Чему быть суждено, то и сбудется?..» Я почувствовал… Я понял… Я бы изменил… Я буду…
Дома:. Сочинение-размышление на тему: В чем, на ваш взгляд, противоречие между нашим сегодняшним разговором и словами Белинского? « И подлинно, этой песней можно заслушаться, и все нельзя ее довольно наслушаться: как манием волшебного скипетра, воскрешает она прошедшее – и мы не можем насмотреться на него, забываем для него свое настоящее…» / В.Г.Белинский. /
Использованные ресурсы Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс- М, «ВАКО», 2003 Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я.В.. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе snail.ru/2010/articles/vagina_sg1.html snail.ru/2010/articles/vagina_sg1.html Деменкова Т. А. История Руси в «Песне про купца Калашникова» lesson1.htmhttp://dta-54.narod.ru/lit- lesson1.htm