Аналитическая деятельность классного руководителя в рамках совершенствования воспитательной системы школы Денисенко В.А. Заместитель директора по ВР МБОУСОШ 1
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» А.А.Захаренко
Мир начинается с тебя - Об этом помни. В тебе живет цветок добра - Его не скомкай, Взрасти его сквозь ложь обид И слез ненастья И подари ему свою Любовь и счастье. И это чудо ты взрасти На благо людям. Одаришь радостью сполна Тех, кого любишь. Все, что сегодня приобрел, Возьмешь ты в завтра. Мир начинается с тебя - И это правда! Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика".
Классный руководитель - это не работа, это образ жизни. В современных условиях образ классного руководителя объединяет в себе: - и энтузиаста, вдохновляющего и мотивирующего детей на достижение цели; - специалиста, обладающего знаниями и умениями в нескольких областях; - координатора, организующего доступ к информационным ресурсам и другим специалистам; - эксперта, анализирующего, обобщающего, систематизирующего результаты деятельности детей
Аналитическая функция классного руководителя: Изучение индивидуальных особенностей воспитанников; Выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося; Изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса; Анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения индивидуальных особенностей школьников данного класса. В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики. В исследовании индивидуальных особенностей классному руководителю могут помочь беседы с родителями детей, учителями-предметниками. Аналитико-диагностическая функция направлена так же на изучение условий и принципов семейного воспитания детей. Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. Одним из приемов регистрации полученных данных является « Карта семьи », которая представляет собой заполненную педагогом анкету. В анкете могут быть включены, помимо традиционных пунктов (ФИО ребенка, возраста, домашнего адреса, данных о родителях – возраст, образование, род занятий): - сведения о составе семьи в целом, - ее виде (полная/неполная, интегрированная/дезинтегрированная, многодетная/немногодетная и т.п), - среднем доходе на участника семьи, - жилищных условиях, - семейном укладе (указание на возможные неблагоприятные факторы - алкоголизм, пристрастие членов семьи к наркотикам, тяжелых больных и т.д.), - психолого-педагогической культуре родителей (наличии педагогических знаний, стремления учитывать интересы детей, умения анализировать мотивы ребенка, находить эффективные средства воспитания и т.п.), - состоянии здоровья ребенка, - уровне воспитанности, - самооценке, - увлечениях школьника, - необходимой помощи семье и т.п. Конкретные вопросы «карты семьи» может составить сам классный руководитель при необходимости прибегая к помощи психолога – специалиста в диагностике. При реализации аналитико-диагностической функции важно также выявить коллектив класса, уровень его развития. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся. Без аналитико-диагностической функции успешная реализация планово-прогностической функции кажется весьма проблематичной. Как можно делать прогнозы, составлять планы работы, если не изучил хорошо детей, с которыми предстоит работать?
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.