Педагогика общей заботы Изобретатель методики КТД «Современная модель воспитательной системы класса»
Игорь Петрович Иванов ( ) доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.
Коллективная творческая деятельность - это полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал педагогика общей заботы. Ее можно назвать педагогика социального творчества или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание. 1.Понятие коллективной творческой деятельности
1.Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. 2.Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе. 3.Создать благоприятный эмоциональный (нравственно- психологический) климат в коллективе. 4.Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие. Задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач Трудовые КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД Спортивные КТД. Общественно-политические КТД. Организаторские КТД. 2. Виды, формы, структура коллективных творческих дел
1 стадия – предварительная работа 2 стадия – коллективное планирование. 3 стадия – коллективная подготовка КТД.,. 4 стадия – проведение КТД. 5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. 6 стадия – ближайшего последействия КТД. – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса: 1.Что было хорошего, что удалось и почему? 2.Что не получилось и почему? 3.Что предлагаем на будущее? Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.
3. Пять условий педагогического успеха П е р в о е у с л о в и е- общая забота. В т о р о е у с л о в и е - единство уважения и товарищеской требовательности. Т р е т ь е у с л о в и е - единство мыслей и действий, волии чувств. Ч е т в е р т о е у с л о в и е - единый коллектив. П я т о е у с л о в и е - творчество, а не шаблон.