Методический доклад на П.П.П. в УГСВУ Ульяновск 2012 Докладчик: Лазарев А.А.
это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, Обеспечивающих усвоение содержание образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.(Ю.К. Бабанский). система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я.Лернер). система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и коллектива учащихся, реализуемых через сочетание методических приёмов решения определённого круга дидактических задач (М.И. Махмутов)
да По источнику передачи и восприятия учебной информации Словесные Рассказ Лекция Беседа Диспут Конференция Объяснение Дискуссия Наглядные Наблюдение Демонстрация Практические Опыты Упражнения Выполнение трудовых заданий
По логике передачи и восприятия учебной информации дедуктивные От общего к частному индуктивные От частного к общему
продуктивные репродуктивные Объяснительно- иллюстративные Беседа Работа с книгой Устное изложение Наблюдение репродуктивные Программированное обучение Проблемное изложение Проблему решает учитель Проблемная ситуация Проблемная задача Частично -поисковый Беседа Диспут (вывод делается совместно) исследовательский Экспериментальная работа Творческая работа
Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти, каким образом их решить, то его функции сводятся к запоминанию и воспроизведению. Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу молодому поколению знаний и опыта старшего поколения и остаётся пока наиболее распространённым Начальные условия, планируемые результаты Способы решения промежуточных задач Промежуточные задачи
Если ученику неизвестны промежуточные задачи, но открыто всё остальное. Ученик знает, из чего исходить и что делать. Главное понятие – обучающая программа - это совокупность материала и предписаний для работы с ним. Процесс полностью детерминирован. Средства реализации: печатное пособие, компьютер, человек Эвристический метод обучения В случае, когда открыты промежуточные задачи, но способ их решения не сообщается, ученику приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик
Можно скрыть и промежуточные задачи и их решения, тогда возникает противоречие между знаниями и необходимыми, т.е. ученик попадает в проблемную ситуацию.
Исходные условия не выделяются учителем, а выбираются учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми, при необходимости возвращается к началу, вносит изменения в начальные условия и вновь проходит весь путь. И до тех пор, пока ученик либо достигнет планируемых результатов, либо докажет, что это невозможно. Закрывая от ученика вместе с начальными условиями разные элементы схемы, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический
Схема методаНазвание метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный
Схема методаНазвание метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения, он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, Функции его состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе получаемых учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Резко растёт и эффективность обучения.
За высокую эффективность приходится платить. Прежде всего необходимо менять себя. Переход от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа»советник под рукой» требует длительного процесса профессионального развития – такого, который лежит далеко за пределами ресурсов и опыта большинства учебных заведений. Необходимо создание образцов для подражания, через которые опыт можно передать другим училищам. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный
Позиция ученика: объект научения, получатель готовой информации активный субъект учения, самостоятельно добывающего информацию активный субъект учения, конструирующий необходимые способы действий. Схема методаНазвание метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный
Функции учителя-эксперта : грамотная постановка задач, организации процесса их решения экспертиза решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Схема методаНазвание метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный Позиция учителя : транслятор содержания обучения, менеджер, организатор коммуникаций эксперта
Задаётся три вопроса Промежуточные задачи сформулировал учитель Начальные условия актуализировал учитель Их решение дал учитель модельный Объяснительно- иллюстративный эвристический Программирова- нный проблемный нет да нет да нет да
Под руководством учителя Самостоятельная работа Работа с книгой Выполнение письменного задания Лабораторная работа
Методы стимулирования интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создание ситуации успеха Реализация ситуации неуспеха По характеру управления учебной работы Формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Предъявление требований Упражнения в выполнении требований Состязательность, поощрения, наказания
Методы устного контроля и самоконтроля в обучении Индивидуальны й опрос Фронтальный опрос Устные зачёты Устные экзамены Устный самоконтроль Программиро ванный опрос