Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева Факультет естествознания Кафедра методики биологии и основ сельского хозяйства Методические рекомендации к уроку: Многообразие бактерий с использованием ЦОР Биология 6 класс. И.Н. Пономарева, В.М. Константинова Выполнили: Студентки 4 курса Холова Г.Р. Шафрыгина Е.А. Шашко Е.И. Красноярск2007
Система понятий Бактерии По форме КоккиВибрионыСпириллыБациллы По типу дыхания АэробыАнаэробы По способу питания АвтотрофыГетеротрофы
Учебно–воспитательные задачи Образовательные: сформировать знания учащихся о многообразии форм бактерий, способах их питания, типах дыхания. Продолжить формирование специальных умений: работать с лабораторным оборудованием, микроскопом, готовить микропрепараты. Продолжить развитие общеучебных умений – работать с учебником, тетрадью, диском и компьютерной программой. Образовательные: сформировать знания учащихся о многообразии форм бактерий, способах их питания, типах дыхания. Продолжить формирование специальных умений: работать с лабораторным оборудованием, микроскопом, готовить микропрепараты. Продолжить развитие общеучебных умений – работать с учебником, тетрадью, диском и компьютерной программой.
Развивающие: продолжить формирование личностных качеств учащихся: памяти, внимания, биологической речи в ходе выполнения лабораторной работы. Продолжить формирование приемов мыслительной деятельности: умение анализировать, выделять главное, делать выводы с использованием видеофрагментов, анимаций и рисунков. Развивающие: продолжить формирование личностных качеств учащихся: памяти, внимания, биологической речи в ходе выполнения лабораторной работы. Продолжить формирование приемов мыслительной деятельности: умение анализировать, выделять главное, делать выводы с использованием видеофрагментов, анимаций и рисунков. Воспитательные: продолжить формирование диалектического мировоззрения; воспитание бережного отношения к компьютерам; санитарно- гигиеническое воспитание при изучении роли бактерий в жизни человека Воспитательные: продолжить формирование диалектического мировоззрения; воспитание бережного отношения к компьютерам; санитарно- гигиеническое воспитание при изучении роли бактерий в жизни человека
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: смешанный. Средства обучения: учебник И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2004; рабочая тетрадь к учебнику; электронное пособие И.Н. Пономаревой, В.М. Константинова. Биология 6 кл.; таблица «Форма бактерий»; культура сенной палочки; микроскопы; инструментарий. Методы: словесные – беседа, объяснение, рассказ; наглядные – демонстрация аудиовизуальных средств наглядности; практические – наблюдение.
Ход урока: Организация класса. Организация класса. Актуализация опорных понятий. Актуализация опорных понятий. Фронтальная беседа о бактериях как о самой древней группе живых существ, об особенностях их строения и размножения, об образовании спор бактериями в неблагоприятных условиях, об отличиях бактериальной клетки от растительной. Изучение нового материала: Изучение нового материала: 1. Сообщение темы: «Многообразие бактерий» 1. Сообщение темы: «Многообразие бактерий» 2. Постановка познавательной задачи: «В ходе сегодняшнего урока мы выясним: по каким признакам и на какие группы различают бактерии, рассмотрим внешний вид бактерии сенная палочка» 2. Постановка познавательной задачи: «В ходе сегодняшнего урока мы выясним: по каким признакам и на какие группы различают бактерии, рассмотрим внешний вид бактерии сенная палочка»
3. Беседа учителя с учащимися о повсеместном распространении бактерий как результате выносливости и приспособленности к различным условиям существования. 4. Демонстрация видеофрагмента «Многообразие бактерий» с общего экрана, перед его демонстрацией ставится вопрос: «Каково многообразие бактерий?»
5. Обсуждение просмотра видеофрагмента, ответы учащихся на поставленный перед просмотром вопрос. 6. Описание разнообразных форм бактерий: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы с демонстрацией иллюстраций диска «Формы бактерий. Палочковидная», «Формы бактерий. Спиралевидная», «Формы бактерий. Округлая» на экране.
7. Выполнение лабораторной работы «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка». Познавательная задача: изучить внешнее строение бактерии сенная палочка. Познавательная задача: изучить внешнее строение бактерии сенная палочка. Оборудование: микроскопы, инструментарий, культура сенной палочки. Оборудование: микроскопы, инструментарий, культура сенной палочки. Учащиеся работают по инструкции, которая дана в учебнике на с.193. Учащиеся работают по инструкции, которая дана в учебнике на с Самостоятельная работа учащихся с текстом § 51 («Многообразие способов питания»), выполнение задания 1 в рабочих тетрадях, проверка выполнения. 9. Объяснение учителя с элементами рассказа о типах бактерий: аэробах и анаэробах. Анаэробные бактерии как наиболее древняя группа.
Закрепление знаний Закрепление знаний 1. Обобщающая беседа с учащимися о распространении бактерий, о многообразии способов питания бактерий, о двух способах существования бактерий и преимуществе существования в кислородной среде, о цианобактериях как об особом отделе царства бактерий. 2. Выполнение тестовых заданий по теме «Многообразие бактерий»: Нажать клавишу «Пуск» - Выбрать «Все программы» - Найти программу «Биология 6-7 кл. И.Н. Пономарева, В.М. Константинов» - Выбрать «Цифровые образовательные ресурсы» - Найти тему «Многообразие бактерий» - Выбрать «Тестирование». На тесты отводится 7-10 мин, по окончании работы необходимо закрыть программу, кликнув на крестик в верхнем правом углу. На тесты отводится 7-10 мин, по окончании работы необходимо закрыть программу, кликнув на крестик в верхнем правом углу. Домашнее задание Домашнее задание Изучить текст и рисунок к § 51, выполнить задание 2 в рабочих тетрадях.