О направлениях совершенствования единого государственного экзамена Т.А. Бархатова, заместитель руководителя Рособрнадзора
2 Формирование Общероссийской системы оценки качества образования (все уровни образования) Государственная регламентация: -оптимизация процедур лицензирования и государственной аккредитации; -усиление государственного контроля (надзора) Повышение независимости государственной (итоговой) аттестации Развитие независимых форм оценки: -общественно- профессиональная аккредитация; -мониторинги; -международные исследования; -рейтинги; -сертификация квалификаций Повышение открытости и прозрачности деятельности образовательных учреждений, в т.ч. через развитие информационных ресурсов
3 Направления совершенствования ЕГЭ Нормативное правовое обеспечение Организационные и информационно- технологические решения КИМ и система оценивания Мониторинг и контроль - обеспечение объективности и прозрачности процедуры ЕГЭ; - повышение требований к качеству подготовки выпускников; - активизация участия профессионального сообщества и институтов гражданского общества в развитии принципов объективности и независимости процедуры ЕГЭ
4 Изменение нормативного правового регулирования в 2012 Порядок проведения ЕГЭ Требования -ППЭ; -аудитории; -организаторы ЕГЭ Сроки -проверки работ; -рассмотрения апелляций; -информирования о порядке проведения и результатах ЕГЭ Результаты ЕГЭ - пересмотр результатов по итогам федеральных и региональных перепроверок; - регламентация повторного допуска участников ЕГЭ к сдаче экзамена в текущем году
5 Нормативное правовое обеспечение Изменения в КоАП - ст Разглашение информации ограниченного доступа - ст п.4 Искажение результатов, нарушение порядка проведения Г(И)А Порядок разработки, использования, хранения КИМ Положение о системе общественного наблюдения -категории наблюдателей; -аккредитация; - возможность присутствия на апелляциях Порядок формирования ФИС и РИС ЕГЭ
6 Организационные и технологические решения в 2012 году - технологический мониторинг формирования и ведения ФИС и РИС ЕГЭ и проведения экзамена на всех уровнях; - технологический учет и контроль выдачи экзаменационных материалов в ППЭ; - дополнительные средства защиты КИМ; - мониторинг Интернет-пространства; - взаимодействие с соц. сетями
7 Профилактика и противодействие нарушениям при проведении ЕГЭ Полномочия региональных контрольно-надзорных органов Общественные наблюдатели на ППЭ и при рассмотрении апелляций Дисциплинарная ответственность Федеральные и региональные перепроверки Правоприменительная практика норм КоАП участники ЕГЭ организаторы ЕГЭ
8 Обеспечение общественным наблюдением в 2012 году 34,3 тыс. человек общественных наблюдателей Категории наблюдателей 55% 18% 6,7% 3,6% 1,6% Участие в этапах ЕГЭ 10%
9 Динамика участия в ЕГЭ по предметам 8,3 % 9 % 11,9 % 9,6 % 4,1% 8,2% 10,7 % 13,6 % 7,7 %-1,3 % 3,4 % - прирост участия в ЕГЭ в 2012 году по отношению к 2011 году
10 Результаты ЕГЭ в 2012 году Обязательные предметы 87,1% 10,4% 2,5% 92,9% 5,9% 1% Русский языкМатематика - доля набравших ниже минимальной границы; - доля набравших от минимальной границы до 80 баллов; - доля высокобалльников ( баллов) 1936 чел. - количество 100-балльников 56 чел.
11 Результаты ЕГЭ в 2012 году Предметы естественнонаучного цикла Физика 82,6% 15,2% 2,2% 72,1% 15,5% 12,4% Информатика и ИКТ Биология Химия География 86,9% 8,5 % 4,6% 83% 8,8% 8,2% 79,3% 11,9% 8,8% - доля набравших ниже минимальной границы; - доля набравших от минимальной границы до 80 баллов; - доля высокобалльников ( баллов) - количество 100-балльников 45 чел. 48 чел. 66 чел. 368 чел. 375 чел.
12 Результаты ЕГЭ в 2012 году Предметы гуманитарного цикла Литература Английский язык Обществознание История 85,8% 6,4% 7,8% 90,8% 6,3% 2,9% 75,8% 20,5% 3,7% 78,2% 14% 7,8% - доля набравших ниже минимальной границы; - доля набравших от минимальной границы до 80 баллов; - доля высокобалльников ( баллов) - количество 100-балльников 338 чел. 86 чел. 222 чел. 29 чел.
13 Минимальные границы и изменения в КИМ на 2013 год предметмин. баллвремя экзаменаизменения в КИМ Русский язык36увеличено на 30 мин. (210 мин)незначительные изменения в структуре Математика24уменьшено на 5 мин. (235 мин) Физика36уменьшено на 5 мин. (235 мин) Химия36 Информатика и ИКТ40уменьшено на 5 мин. (235 мин)незначительные изменения в структуре Биология36 История32содержательные изменения География37незначительные изменения в структуре Обществознание39незначительные изменения в структуре Литература32уменьшено на 5 мин. (235 мин)незначительные изменения в структуре Иностранные языки20
14 Организационно-технологические решения на 2013 год (федеральный уровень) - совершенствование технологии планирования и проведения экзаменов, системы информационной безопасности в связи с введением в эксплуатацию ФИС ЕГЭ и приема; - доработка технологических решений по выявлению фактов размещения экзаменационных заданий в Интернете; - оптимизация технологии проведения федеральных и региональных перепроверок; - информирование приемных комиссий вузов и ссузов через ФИС ЕГЭ и приема о статусе результата участника ЕГЭ (перепроверка, отмена, апелляция) актуализация методических рекомендаций (в т.ч. по вопросам удаления с экзамена, отмены результатов, рассмотрения апелляций, утверждения итогов перепроверок; проведения ЕГЭ для лиц с ОВЗ) актуализация методических рекомендаций (в т.ч. по вопросам удаления с экзамена, отмены результатов, рассмотрения апелляций, утверждения итогов перепроверок; проведения ЕГЭ для лиц с ОВЗ)
15 Задачи на 2013 год (региональный уровень) - соблюдение правил формирования и ведения ФИС и РИС ЕГЭ (регистрация участников, планирование экзаменов, автоматизированное распределение по ППЭ и аудиториям), усиление мер информационной безопасности при проведении ЕГЭ; - соблюдение сроков обработки экзаменационных материалов, информирования о результатах ЕГЭ, в т.ч. через официальные и специализированные сайты; - использование автоматизированного учета движения КИМ; - повышение качества подготовки экспертов региональных предметных комиссий; - повышение эффективности системы общественного наблюдения, в т.ч. за счет более активного привлечения наблюдателей к участию работе конфликтных комиссий; - соблюдение процедуры проведения апелляций (ознакомление с работами, оценка работ)
16 Перспективные направления совершенствования ЕГЭ Экзамен по информатике в компьютерной форме октября 2012 г.; - все регионы Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам октября 2012 г.; - 25 регионов Модели Проведение ЕГЭ на базе независимых центров - февраль-март 2012 года; - 6 регионов Апробации
17 Перспективные направления совершенствования ЕГЭ Программный комплекс межрегиональных перекрестных проверок Автоматизация работы конфликтных комиссий Использование ИКТ для ознакомления с результатами ЕГЭ, подачи и рассмотрения апелляций Технологии Технологические решения по обеспечению информационной безопасности Технологические решения по видеопротоколированию и видеотрансляции, выявлению и подавлению систем мобильной связи
18 Спасибо за внимание !